Ук рф статья присвоение полномочий должностного лица

 

Статья 288 УК РФ – что она означает? Какие комментарии к статье предусматриваются? Какая судебная практика по статье 288 существует? Консультации и комментарии юристов. Статья 288 УК РФ с комментариями 2022. Действующая редакция Уголовного кодекса РФ

Второй комментарий к Ст. 288 УК РФ

1.Дополнительный объект этого преступления — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК.

2.Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

3.Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

4.Для признания преступления оконченным требуется наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда.

5.Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6.Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо с целью хищения чужого имущества или приобретения прав на него (например, с целью поборов с водителей лицо незаконно надевает форму работника полиции и выдает себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК).

Комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.

2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.

Статья 288 и комментарий к ней

Присвоение полномочий должностного лица работниками на государственной и муниципальной основе и осуществление ими проступков, влекущих нарушение правовых основ и постановлений физических и юридических лиц, наказуемо штрафными санкциями:

  • в сумме до 40 тыс. руб. или в размере зарплаты;
  • иной прибыли заключённого на срок до 3 мес.;
  • принудительными работами на время до 360 ч.;
  • исправительной деятельностью на срок до двух лет;
  • лишением свободы на период до 3 мес.

Таким образом, за совершение правонарушения преступное лицо наказывается исходя из всех особенностей осуществления правового преступления.

Стоит привести ст. 288 УК РФ с комментариями действий, входящих в состав противоправного проступка:

  1. Объекты: главный – взаимоотношения в сфере власти страны, интересов государственной служебной работы и службы на местах осуществления деяния; дополнительный – взаимоотношения в области охраны законных прав юридических и физических лиц либо сберегаемых законом интересов социума или страны.
  2. Объективная сторона: осуществление работниками на государственной и муниципальной основе действий с присвоением полномочий лица, который находится выше по службе. Присвоение выражено в определённых приказаниях, актах, выдаче определённых указаний, подписании документации, участии в переговорах.
  3. Субъект: служащий государства или муниципалитета, который не считается должностным лицом.
  4. Субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 Уголовного кодекса присвоение прав способно совершаться с прямым умыслом, когда физическое лицо понимает всю социальную опасность собственных правонарушений, и с косвенным умыслом.

Противоправное деяние способно окончиться в момент значимого нарушения правовых основ и интересов определённых лиц или компаний либо охраняемых законодательством интересов социума или страны.

В комментариях обозначены законы, указы, подзаконные акты, применимые к злоупотреблению полномочиями. Они влекут изменение наказания в соответствии с ситуацией.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 43 "О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора"
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 32 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ )

Все документы >>>

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

  • Указ Президента РФ от N 1495 (ред. от ) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")
  • Указ Президента РФ от N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"
  • Указ Президента РФ от N 286 "Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года в г. Санкт-Петербурге" (вместе с "Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года в г. Санкт-Петербурге")

Все документы >>>

Комментарий к ст. 288 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.

2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

Фото 2
  • Постановление Правительства РФ от N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от N 1616 (ред. от ) "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами")
  • Постановление Правительства РФ от N 2367 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"

Все документы >>>

Комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным - это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ - на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления - это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, - это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://www.ugolkod.ru/statya-288
  • https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-288-rf
  • https://rulaws.ru/uk/razdel-x/glava-30/statya-288/
  • https://ukrf-stat.ru/statya-288-uk-rf-prisvoenie-polnomochij-dolzhnostnogo-lica/
  • https://ukrf24.ru/statia-288-uk
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий