Световые приборы автомобиля, как и прочие механизмы, помогающие водителю безопасно управлять своей машиной, применяются согласно ряду условий. Сейчас мы о них расскажем. . Помощь в оснащении автомобиля дополнительной оптикой предлагают многие СТО, однако дневные ходовые огни можно установить своими руками.
Содержание
- Использование для подключения пятиконтактное реле
- Аварийные огни: для чего нужны и когда включать
- Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света
- Выбираем стабилизатор
- Проще некуда
- Проверка установки
- Подключение через 5 контактное реле
- Как сделать дневные ходовые огни своими руками
- Правила, указанные в пунктах 3-5 ст.19
- Схемы подключения ДХО
- Что такое дневные ходовые огни на автомобиле
- Ближний свет или габариты
- Четырёхконтактное реле в схеме подключения дневных ходовых огней
- Как выбирать ходовые огни
- Штраф за пересечение стоп линии: как избежать, что является нарушением
- Что нужно помнить из ПДД о применении различных режимов световых приборов. Пункты 1 и 2 ст.19
- Требования ГОСТ по установке ДХО
- Что такое ДХО
- Способы установки и схема подключения дневных ходовых огней
- Установка дневных ходовых огней
- Какие приборы используются днем
- Важные нюансы, которые надо знать
- ПДД и дневные ходовые огни
- ГОСТ и ДХО
- Чем отличаются дневные огни от габаритных
- Виды подключения
Использование для подключения пятиконтактное реле
Итак, вам может показаться, что универсального выхода нет и любая схема имеет серьёзные недостатки. Это не так. На самом деле есть целых две схемы, которые учитывают все требования и вполне могут использоваться без нарушений. Первая из них – подключение дневных ходовых огней с помощью реле с пятью контактами. Она учитывает все недостатки предыдущих способов и устраняет их. Выглядит эта схема так.
- Плюсовые клеммы LED DRL (две клеммы-выводы светодиодных модулей) подключаются через первую клемму к плюсу замка зажигания.
- Вторая клемма подключается на пюсовую клемму габаритов.
- Третья клемма присоединяется к корпусу вашего автомобиля.
- Четвертая клемма снова подводится к плюсу замка зажигания.
- Пятая клемма должна быть изолирована и ни к чему не подключена.
С помощью такой схемы вы можете правильно установить свои дневные ходовые огни в соответствии со всеми требованиями ГОСТов и ПДД. Напряжение после того, как вы заводите двигатель, подается на прямо на ДХО в размере 12 вольт. Таким образом вы включаете свои ходовые огни при включении зажигания. Если же будут включены любые фары – как фары основного света, так и габаритные фары, то произойдёт разрыв цепи и на ДХО перестанет подаваться напряжение. Без тока они выключаются.
Наличие или отсутствие диодов не может помещать работать этой схеме.
Всё, что вам нужно для того, чтобы присоединить дневные ходовые огни в соответствии со всеми правилами с помощью пяти клемм, всё, что вам понадобится, – это несколько соединительных проводов, клеммы, на которых вы будете их закреплять, стяжки, с помощью которых вы будете соединять клеммы и провода, и термотрубка для изоляции. После того, как вы убедитесь, что все работает как надо, аккуратно закрепите все под капотом, чтобы не нарушить работу уже собранной схемы и в соответствии со своим чувством прекрасного.
Такая схема позволяет току проходить в дневные ходовые огни абсолютно независимо от других путей. Поэтому работа габаритов и ДХО не взаимосвязана напрямую и возможно использование любых внутренних устройств без учёта их мощности и классификации.
Аварийные огни: для чего нужны и когда включать
Так называемая «аварийка», это тоже сочетание работы нескольких световых приборов, а потому относится в ПДД к разделу, регламентирующему применение различных режимов работы фар автомобиля. Чем нужно руководствоваться, активируя режим аварийной сигнализации?
Самое первое – это, безусловно, аварийные ситуации, в которых участвуют не только огни аварийки, но и знак аварийной остановки. Последний должен всегда лежать в вашем багажнике, иначе вы нарушите ПДД. Не зависимо от того, где произошла аварийная поломка вашего авто, на пустыре или на трассе, необходимо обезопасить себя и других участников дорожного движения, обозначив свой автомобиль согласно ПДД. Знак аварийной остановки устанавливается на пути следования к вашему авто на 15 или 30 метров от него в зависимости от места поломки.
Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света
Следующий вариант подключение – задействование в схеме габаритных огней и фар ближнего света, которые сами по себе завязаны в цепь питания.
Для реализации такой схемы ДХО своими руками нужно провод со знаком «плюс», взяв его от ходовых огней, присоединить к плюсу аккумулятора, а минус соединить (тут внимательно!) с плюсом (!) габаритов. Почему так? Дело в том, что при подключении плюса ДХО к аккумулятору, мы делаем плюс аккумулятора нейтральным из положительного. Таким образом получается новая цепь аккумулятор-светодиоды-габариты-лампочка-корпус. А минусом в такой цепи будет последнее звено – корпус.
Потребление тока в такой реализации очень небольшое (исчисляется в мА), поэтому светодиоды излучают свет при включении автомобиля, а вот спираль от ходовых не загорается.
Если же водитель включает габариты, то тогда напряжение увеличивается, разница потенциалов наоборот уменьшается, светодиоды отключаются, а вот сами ДХО включаются.
Схема подключения дневных ходовых огней к габаритам тоже имеет ряд недостатков, и не всегда ими можно пренебречь.
- Ходовые не зависят от двигателя и при выключенном двигателе продолжают работать. Это противоречит ГОСТу.
- Эта схема не работает в том случае, если ваши ДХО имеют собственные светодиоды.
- Схема будет работать некорректно при использовании очень мощных светодиодов.
- Для того, чтобы схема работала корректно и не случилось короткого замыкания необходимо установить дополнительно предохранитель на схему.
Ряд недостатков можно уравнять, использовав несколько хитростей. Например, если вы возьмете плюсовой провод, который относится к LED-модулю, не напрямую с плюсом аккумулятора, а через плюс зажигания, то первый пункт станет недействительным и ходовые не будут работать при выключенном двигателе.
Другой вариант, похожий на подключение через габаритные огни, – подключение в схему с лампой ближнего света. Работает она так: если загорается ближний свет (водитель включает его вручную), то ДХО в тот же момент гаснут. Всё остальное время они работают.
По правилам дорожного движения запрещено использовать ДХО при стоянке, для этой функции используются только габаритные огни.
Выбираем стабилизатор
В этом виде будут объединены первый и второй способ. Даже если ваши дневные ходовые огни не имеют стабилизатора, то рекомендую его приобрести или сделать своими руками.
Купить можно китайские модули по цене от 50 до 120руб, чтобы не заказывать на Алиэкспресс, загляните на Авито, встречаются очень приемлемые цены. Самый распространённый модули, это импульсный LM2596 и линейный LM317. Они конечно устарели, но ток на 1 ампер потянут, это будет мощность 12 ватт.
- Заполните форму, ответ придёт на электронную почту
- Цоколь
- Назначение
- Тип фары
- Дополнительная информация
- Ваш E-mail*
Этот iframe содержит необходимую логику для обработки Ajax в Gravity Forms.
Современными на 2022 год считаются на микросхемах XL6009, XL4015. У них КПД выше и греются гораздо меньше. Выдерживают ток 2 Ампера без системы охлаждения микросхемы, это эквивалентно нагрузке в 24вт.
Проще некуда
Это самая простая схема, которая предусматривает подключение к аккумулятору или генератору как источнику питания.
Схема предусматривает, что ДХО будут активизироваться одновременно с пуском двигателя. Суть заключается в том, чтобы плюс завести на плюсовую клемму от замка зажигания вашего Рено Логан или той же Лада Ларгус, а минус зафиксировать на корпусе авто в любом удобном месте. Все выглядит просто и предельно логично. Но торопиться с выводами не стоит, как и выполнять подобное подключение. Ведь у него имеется очевидный недостаток.
Если систему собрать по такой схеме, диоды из ДХО начнут работать постоянно, пока ключ находится в замке зажигания. Ни о каком согласовании с другими фарами здесь речи не идет. А потому подобное соединение противоречит ГОСТу и ПДД.
Проверка установки
Большая часть владельцев автомобилей после подключения ходовых огней своими руками любят сделать фото своего барахла. Чтобы было не так тускло, делают это ночью с близкого расстояния. В силу своей неграмотности они не знают, что проверять надо в солнечную погоду с расстояния 100 метров. Поэтому они и называются дневные, а не ночные.
Подключение через 5 контактное реле
Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:
- 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
- 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
- 86 – на корпус авто;
- 87а – на «+» с замка зажигания;
- 87 – не подключать (заизолировать).
Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.
Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.
Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.
Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.
Как сделать дневные ходовые огни своими руками
Для самостоятельного изготовления ДХО обычно используются дешевые противотуманки, светодиодная лента, алюминиевые пластины, силиконовый герметик и паяльник. Очередность сборки будет примерно следующей:
- Сначала разбирается старая противотуманная фара и извлекается внутренняя начинка.
- Далее по размеру корпуса фонаря вырезается алюминиевая пластина.
- По размеру пластины отрезается кусок (или 2 куска) светодиодной ленты.
- На обезжиренную поверхность алюминия наносится клей-герметик, и крепятся светодиоды.
- Остается при помощи паяльника последовательно соединить отрезки светящейся ленты и электрический провод.
- Фара собирается уже с новой начинкой.
Для подключения таких ДХО выбирается одна из подходящих к данному авто схем (лучше подключать через DRL-контроллер или через реле и датчик давления масла, как на видео ниже).
Установка дневных ходовых огней на автомобиль своими руками становится не только интересным времяпрепровождением. Результат работы станет причиной для гордости автовладельца, ведь новый имидж своему железному коню удалось создать самостоятельно.
Правила, указанные в пунктах 3-5 ст.19
При стоянке или остановке, согласно п. 3, в ночное время суток, при движении по плохо освещенной трассе или в ситуации, когда видимость падает до 300 м, просто необходимо пользоваться габаритными красными огнями. В последнем случае допустимо сопровождать работу габаритных фар ближним светом и противотуманками, передними или задними.
Более точные правила, касательно противотуманных фар рассматриваются в п. 4 действующих правил. Если вы попали в ситуацию, при которой видимость значительно снизилась из-за погодных условий, то включайте противотуманные фары и, вместе с ними, ближний или дальний свет. Это касается также движения по неосвещенной дороге ночью.
Схемы подключения ДХО
Так как DRL можно монтировать по своему усмотрению, существует множество схем подключения, которые позволяют настроить оптику самым удобным для водителя образом. Рассмотрим самые популярные из них.
Вариант 1 (к датчикам скорости)
Данное подключение ходовых огней через реле, схема которого показана ниже, считается одним из самых простых. В этом случае ДХО будут включаться в зависимости от работы датчика скорости. Для того чтобы реализовать эту схему необходимо подключить контакты К1.1 участку цепи (в разрыв проводки) от кнопки переключения ближнего света к контакту 85. Использовать при этом можно любое реле с размыкающей парой, однако специалисты рекомендуют использовать изделие с кодом ТС.
Если вы хотите, чтобы во время стоянки при включенном двигателе работали ближние, а не габаритные огни, то контакты необходимо «запараллелить».
Вариант 2 (к датчику масла)
Еще одна схема подключения дневных ходовых огней через реле задействует датчик масла. Сразу стоит проверить, чтобы он был исправен, так как если регулятор выдает неправильную информацию о давлении жидкости, то и работа всей системы нарушится.
При таком монтаже ДХО, огни будут включаться при запуске двигателя, отключаться от габаритов. В качестве оптики, можно использовать также и ближний свет или противотуманки.
Вариант 3
Чуть сложнее будет подключить ДХО таким образом, чтобы они включались при заведении двигателя и отключались при его остановке. При этом ходовые огни будут включаться вместе с фарами ближнего света. Для этого потребуются два маломощных диода (например, 1А+КД10), которые необходимо соединить последовательно. После этого к лампочкам припаиваются провода длиной порядка 400 мм и производится их подключение. При этом не забудьте, что они полярные.
На следующем этапе:
- Демонтируйте и разберите приборную панель машины и подключить «заготовку» к Х1 (чаще всего провод желтый).
- Демонтируйте кнопку, через которую будет включаться оптика.
- Вмонтируйте другой конец провода в разъем.
- Установите кнопку обратно и проверьте ее работоспособность.
Вариант 4 (подключение ходовых огней от генератора)
Для реализации подобного проекта можно воспользоваться одной из трех схем.
Первая подойдет если задействоваться будет только ручник и мотор.
Вторая схема подключения ходовых огней от генератора потребует использования дополнительного резистора, отвечающего за отключение дневного света в момент активации габаритов или головных фар.
Третья схема позволит деактивировать ходовые огни:
- При поднятии ручника, во время запуска ДВС или во время автоматического запуска мотора вместе с сигнализацией.
- При включении габаритов (в этом случае необходимо чтобы фары или противотуманки работали в штатном режиме).
Грубо говоря, такой тип подключения «аннулирует» автоматический запуск ДХО одновременно с зажиганием генератора.
Полезно! Именно такая схема является «рабочей» при прохождении ГТО.
Перед тем как подключить ходовые огни от генератора, видео, приведенное в конце статьи, рекомендуется посмотреть. Дело в том, что существует не один и не два способа активации ДХО. Однако подключение будет намного проще, если вы приобрели готовый комплект ходовых огней.
Вариант 5 (подключение готового комплекта)
Чтобы не ломать голову над тем, как установить ходовые огни на автомобиль самостоятельно, проще всего купить готовый блоки управления, для автоматического отключения и включения ДХО. Для установки этого модуля необходимо:
- Подсоединить черный провод на минус аккумулятора, а красный – на плюс.
- Оранжевый провод (если он идет в комплекте) необходимо подключить к "габариткам" или ближнему свету. Если провод не подключен, то огни не будут деактивироваться при включении ближнего света или габаритных огней.
После установки ДХО по любой из описанных выше схем необходимо проверить, чтобы установленные элементы работали правильно. Для этого заведите двигатель и посмотрите, функционирует ли лампочка на панели управления, активируются ли ходовые огни и так далее.
Что такое дневные ходовые огни на автомобиле
ДХО или DRL — это световые приборы, устанавливаемые в передней оптике автомобиля. Их предназначение — освещать в дневное время, улучшать видимость транспортного средства, и тем самым, снижать риски возникновения ДТП.
Согласно нормативным документам в качестве дневных огней могут выступать осветительные приборы, расположенные внизу автомобиля. Они должны отвечать этим требованиям:
- Располагаться на расстоянии 25-150 см от земли;
- левая и правая лампы должны отступать друг от друга на 60 см и больше;
- дистанция от ДХО до крайней точки машины не должно превышать 40 см;
- дневные огни обязаны светить строго вперёд и включаться/отключаться при повороте ключа зажигания.
Лампочки ходовых огней должны излучать белый яркий свет. Допустимы незначительные расхождения оттенков — зелёный, синий, красный.
Ближний свет или габариты
Еще можно подключиться к габаритам или фарам ближнего света. В теории тут также все выглядит довольно просто, интересно и перспективно.
Первая из рассматриваемых схем предусматривает, что вы будете использовать электроцепь, питающую лампы габаритов. Тут плюс от ДХО соединяется непосредственно с аккумуляторной батареей, как источником питания. А вот минус идет на плюс от габаритов. В такой момент последний будет электрически нейтральным. Тем самым ток идет от плюса АКБ через диоды на габариты, а затем через лампу на корпус, где последний выступает минусом созданной электроцепи.
Поскольку уровень потребления тока будет маленьким, диоды начнут работать, а лампа габаритов не включится.
Все вроде бы неплохо. Но опять же, выводы сделаны поспешно.
Схема простая и рабочая. Только имеет несколько недостатков:
- Ходовики будут оставаться активными, когда двигатель отключается. Это напрямую противоречит действующим законам;
- Если габариты оснащаются светодиодными лампами, такая схема сразу же станет неработоспособной;
- Работа окажется некорректной при использовании мощных SMD диодов в составе ДХО;
- Чтобы обеспечить дополнительную безопасность, придется обязательно добавить в схему предохранитель.
Чтобы избежать первого недостатка, схему несколько переделывают. Плюс от светодиодного модуля берут не от плюса АКБ, а через плюс замка зажигания.
Тут имеются те же недостатки, что и для предыдущей схемы. То есть она противоречит ГОСТу и ПДД.
Четырёхконтактное реле в схеме подключения дневных ходовых огней
Следующий рассматриваемый нами способ – более продвинутый. При его использовании вы получите отключение ходовых огней будет происходить сразу после выключения двигателя, а включаться они будут одновременно.
Несмотря на то, что звучит такая схема сложно, разобраться при желании может каждый. Сама схема основана на том, чтобы задействовать переключение четырёхконтактного реле и геркона. Итак, чтобы использовать подключение ДХО через реле, нужно:
- Плюс LED DRL на плюсы обоих светодиодных модулей.
- Выход на корпус к плюсам габариток.
- Второй выход на любой выход геркона.
- Второй выход геркона к плюсу зажигания.
После того, как было произведено соединение всех проводов, нужно провести ряд небольших настроек. Обязательно делать это при включенном двигателе автомобиля. После того, как автомобиль будет заведён, нужно подвигать геркон рядом с генератором и определить его оптимальное положение – такое, чтобы он вовремя срабатывал, а дневные ходовые огни стабильно излучали свет. После того, как нужное положение было найдено, нужно повесить геркон в термотрубку, а саму термотрубку зафиксировать в найденном до этого положение.
Что должно происходить в момент запуска двигателя? Сначала должен включиться генератор, а после этого ток пойдет по присоединённым клеммам реле и геркона на светодиоды. Лампы габаритов в этот момент выключены, потому что подаваемый ток очень мал.
Читайте также: Что собой представляет гильзовка двигателя и как её делают
Если геркона нет – всё равно есть выход. Используйте вместо него датчик масла. Просто используйте вместо геркона датчик давления и его клеммы – ничего сложного.
Как выбирать ходовые огни
В магазинах представлен широкий выбор ДХО от самых разных производителей, различных конфигураций и цветов. Однако далеко не каждые лампы подойдут для использования в качестве ходовых огней. Например, галогенки и ксенон не выдержат постоянной работы, будут «есть» много энергии и разряжать АКБ. Лампы накаливания тоже не самый лучший выбор, а вот светодиоды считаются лучшими при установке ДХО.
Диодных ходовых огней также существует множество. Самыми лучшими считаются изделия в корпусах из стекла и линзованные светодиодные ДХО для противотуманок. Остальные (на резиновых лентах, «орлиные» и «драконьи» глаза, в виде платин СОВ) не отвечают заявленным ГОСТ требованиям.
Прежде чем произвести подключение дневных ходовых огней своими руками, убедитесь что:
- ДХО соответствуют форме, типу и конструкции бампера вашего автомобиля.
- Размер блока ДХО, который выбирается исходя из того, куда ходовые огни будут установлены (в воздухосборнике или на бампере), позволяет монтировать их в ваш автомобиль.
- Количество светодиодов в блоке не превышает 5 штук для каждого. Если свет будет слишком ярким, дневные огни будут светить как "габаритки", что недопустимо.
- Показатель силы света ДХО должен быть не меньше 400 кд и не более 800 кд, а температурный диапазон ламп составлять от 4 300 до 7 000 К.
- Ходовые огни излучают чистый белый свет (желтые и синие изделия использовать запрещено).
Если говорить о производителях, то самым разумным будет приобрести готовый комплект DRL «Хелла» или «Филипс». Такие блоки оборудованы всем что нужно (включая контроллер) и полностью отвечают требованиям тех. регламента.
Приобретя ДХО для автомобиля, или изготовив их самостоятельно, остается только подготовить все необходимое, чтобы установка дневных ходовых огней своими руками прошла без «неожиданностей».
Штраф за пересечение стоп линии: как избежать, что является нарушением
Чтобы избавиться от минусов предыдущих схем, применяется вариант подключения через 5 контактное реле.
Реле соединяется следующим образом:
- 87 контакт не подключается и просто изолируется;
- 87а идет на плюс к замку зажигания;
- 86 контакт нужен для соединения с корпусом;
- 85 следует к плюсовому проводу от габаритных огней;
- 30 контакт выводится на плюс светодиодного модуля ДХО.
Поворачивая ключ в замке, к ДХО начинает поступать 12В, что позволяет зажечь лампы ходовиков. Включая габариты или головной свет, реле размыкает 87а контакт и замыкает 87 контакт. Тем самым ходовики выключаются, а другие фонари включаются. Такая схема хороша тем, что соответствует ГОСТу и ПДД. Плюс можно использовать диодные габариты.
Тут рекомендуется обязательно использовать стабилизатор напряжения. Недостаток схемы лишь в том, что при повороте ключа без запуска мотора ДХО будут светить.
Что нужно помнить из ПДД о применении различных режимов световых приборов. Пункты 1 и 2 ст.19
Регламентируются все нормы и правила в статье №19, которая полностью помогает ответить водителю на вопросы, касающиеся режимов работы световых приборов автомобиля в разных условиях и ситуациях.
Помните, что в тоннеле действуют все те же правила, что и для темного времени суток. Как только въезжаете в него, включите фары. Если же вы управляете велосипедом или вам посчастливилось испытать опыт управления гужевой повозки, то обеспечьте свое средство передвижения фонарем. Но не забудьте про габариты, если Вы:
- Являетесь водителем буксируемого авто
- Едете вместе с прицепом
В силу ПДД и простого уважительного отношения к другим участникам дорожного движения, переключайтесь на ближний свет по просьбе водителя встречного авто или без нее. Ослепление водителя едущего к вам навстречу может привести к достаточно серьезным последствиям не только для него, но и для вас. Не слепите также и попутчиков, едущих впереди вас, ведь свет фар отражается в зеркале обозрения и также нарушает безопасность движения. Если же вы не подумали об этом, обратите внимание, не включил ли впереди идущий транспорт аварийку.
Требования ГОСТ по установке ДХО
Согласно ГОСТ Р установка и подключение ходовых огней своими руками должны производиться строго по следующим требованиям:
- От края кузова машины до ДХО должно быть выдержано расстояние в 600 мм. Допускается уменьшение этого показателя до 400 мм, но только в случае если габаритная ширина машины составляет менее 1,3 м (пункт ).
- Расстояние от уровня грунта до световых элементов должно быть в диапазоне от 250 мм до 1500 мм (пункт ).
- ДХО должны быть направлены вперед и установлены на передней части автотранспортного средства (пункт ).
- Выдерживается определенная геометрическая видимость. Согласно пункту горизонтальный угол бета должен составить 20 градусов внутрь и наружу, а альфа – 10 градусов вниз от горизонтали и вверх.
При этом определенная схема подключения ходовых огней никак не отражена в ГОСТ, соответственно тут вы вольны принимать решение самостоятельно. Однако есть маленький нюанс. Установка ходовых огней по ГОСТу подразумевает также автоматическое включение ДХО вместе с двигателем машины и выключение при работающих головных фарах. Исключением является только включение дальнего головного света на несколько секунд, для сигнализации другим водителям.
Исходя из этих требований, к выбору ходовых огней необходимо подойти внимательно.
Что такое ДХО
Дневной ходовой огонь представляет собой автомобильный фонарь, который устанавливается обязательно впереди на бампере, крыльях, головных либо противотуманных фарах автомобиля. Правилами дорожного движения предписывается, чтобы у каждого транспортного средства, начиная с 2010 года, при движении по автодорогам страны включался один из следующих источников освещения:
- ближний свет фар;
- свет противотуманных фар;
- штатные фонари ДХО.
ДХО для этой цели оказались самыми практичными источниками освещения из всех перечисленных. Светодиодные приборы потребляют мало электрической энергии, компактные и красивые, оригинально вписываются как динамичное украшение для создания общего экстерьера автомобиля. Удачно подобранные дневные ходовые огни на автомобиле придают транспортному средству оригинальность, выделяют из общего транспортного потока, повышают безопасность при остановке на обочине автострады в темное время суток.
Дневные ходовые огни на автомобиле
Требования
Сотрудники автоинспекции требуют от водителей, чтобы машина была освещена днем передними огнями при движении по автостраде и при стоянке на обочине. Если производитель штатно оснащает выпускаемые автомобили подобным элементом, дорожными службами это только приветствуется. Одновременно правилами запрещается самовольно устанавливать ДХО на свою машину. Штраф за движение без ДХО закон устанавливает немалый – 1500 рублей.
Правильная установка дополнительных ДХО
Чтобы оснастить автомобиль дополнительными узлами и механизмами, которыми являются ДХО, необходимо получить специальное разрешение от автомобильной инспекции на их установку и последующую эксплуатацию. Установка ДХО – несложный процесс для тех автомобилистов и мужчин, которые владеют элементарными правилами монтажа электротехники. Согласно требованиям ГОСТа, ходовые фонари способствуют лучшей видимости транспортных средств на автодорогах и снижению аварийности. Статистика несчастных случаев подтверждает, что с момента введения в правила движения установку ДХО на все российские автомобили, удалось сократить количество ДТП на автодорогах страны на 20%.
Способы установки и схема подключения дневных ходовых огней
Установка дневных ходовых огней может быть выполнена разными способами, все зависит от умений автовладельца.
При покупке дневных ходовых огней обратите внимание, что в комплект должны входить два фонаря, соединительные провода, материалы для установки и инструкция по монтажу и эксплуатации. В этом случае владельцу авто не придется ломать голову и искать схемы подключения ДХО.
- Для людей, которые боятся или не хотят заниматься обслуживанием или ремонтом авто, предпочтительнее обратиться в специализированный автосервис. Опытный автоэлектрик быстро и качественно справится с подключением ДХО.
- Тем кто способен выполнить простые операции по тюнингу машины, можно посоветовать купить готовый комплект ходовых огней. Например, хорошо себя показали ДХО Philips и Hella.
- Любители паяльников и электрических схем могут полностью сделать своими руками светодиодные фонари и выполнить их подключение.
Подключение ходовых огней может выполняться по разным электрическим схемам (самая простая схема – через реле и датчик давления масла). Главное, чтобы ДХО включались после запуска мотора и гасли при включении фар ближнего и дальнего света. Удобно использовать для подключения контроллер DRL (к нему в комплекте будет дана и монтажная схема).
Установка дневных ходовых огней
Первым претендентом на установку стали самые большие по размерам девайсы, а именно на 5 светодиодов. Да-да, именно Philips LED daytime lights, а не LED DayLight 8 имеют самые большие габариты. Впрочем, заранее пугаться не стоит, большие они лишь по отношению к другим образцам. Тем не менее, примерив «пятерку» ко всем редакционным автомобилям, мы смогли найти под нее место лишь на двух машинах, а именно на Renault Logan первой фазы и на Ford C-Max. Ни в один другой автомобиль их пристроить и соблюсти установочные размеры не удалось. Точнее, один из размеров — 60 см между внутренними краями фонарей. Кстати, как правило, сложнее всего выдержать именно этот параметр. Установка с разметкой и остановками для фотофиксации всего мероприятия потребовала порядка 2,5 ч.
Следующим на очереди был комплект, габариты которого значительно меньше. Речь идет о светодиодных дневных ходовых огнях Philips LED DayLight 4, то есть на 4 светодиода. Незначительные размеры этого устройства позволили пристроить их на гораздо большее количество автомобилей, а вот внедрить их мы решили на Hyundai Getz. Однако при установке ДХО столкнулись с одной трудностью. Еще до момента установки, дабы лучше вымерить место, решено было примерять эти фонари вместе с установочной скобой. Один клик, и… 15 минут проблем по разъединению самих фонарей и установочной скобы были нам обеспечены. Уж как мы ни изгалялись, но так же легко разъединить их нам не удалось. Крепление скобы к самому фонарю сделано очень качественно и абсолютно исключает самопроизвольное разъединение. В связи с этим совет: не делайте этого до последнего момента, то есть до окончательной установки. В остальном проблем не возникало. Провод «плюс» от блока включения на «плюс» аккумулятора, «минус» на «минус», провод управления включением/выключением — в параллель с «плюсом» габаритных огней возле фары — и все. В общем, инсталляция, не считая проблем с разъединением, заняла не более двух часов.
Дневные ходовые огни Philips DayLight 8, хоть и состоял из восьми светодиодов, все же не сильно превосходил «четверку» по габаритам, к тому же еще и выгодно отличался от предыдущих двух по следующим параметрам. Во-первых, угол, на который видимость этих ДХО максимальна, был увеличен на 20 градусов по горизонтали, что делает заметным автомобиль, даже если смотреть на него не в лоб, а в три четверти. Во-вторых, «восьмерка» может работать и в режиме габаритных огней. То есть не полностью выключаться, а притухать. Кстати, именно в связи с этим в комплект поставки включены две обманки, которые вставляются вместо габаритных ламп. Многие современные автомобили имеют блок контроля вышедших из строя ламп, и дабы эта система не волновалась, и применяются эти обманки. Вот только, думается нам, использовать их у нас никто не будет. И тем не менее европейский подход чувствуется даже в этом. Установка «восьмерки» ничем не отличается от установки других комплектов, в связи с чем и она не заняла времени больше, чем предполагалось производителем. Кстати, пристроить их ввиду незначительных габаритов можно на очень большое количество машин. На большое, но не на все.
Какие приборы используются днем
Несмотря на перечисленные условия, которых может вам показаться, слишком много, все очень просто и логично. Ниже мы рассмотрим каждый случай применения того или иного светового прибора согласно правилам дорожного движения, актуальным на март 2022 года.
Первое с чего стоит начать – это, конечно, время эксплуатации машины. Разберем каждый из них, а также частые, вопросы, которые, бывает, что возникают у владельцев машин.
Дневное время в сутках — самое активное, что связано с режимом нашей жизни. В период светлого времени суток допустимо включать дневные ходовые огни, которые могут подменяться работой противотуманок или фарами с ближним светом. Наверное, стоит уточнить, что все они должны работать по отдельности, не нужно включать все сразу. Если у вас, к примеру, отсутствуют ДХО, то воспользуйтесь ближним светом. Решение тут вы принимаете самостоятельно.
Важные нюансы, которые надо знать
Как и для любого норматива, все параметры, которые надо соблюдать при подключении дневных ходовых огней, можно найти в ГОСТе – в нашем частном случае нам понадобится ГОСТ Р , конкретно пункт 6, подпункт 19. Из того, что необходимо знать и учесть: электрическая функциональная схема, которая необходима, чтобы контролировать напряжение в зависимости от положения клемм, должна собираться особым образом. В случае дневных ходовых огней критерием правильной установки является тот факт, что огни должны включаться автоматически при запуске двигателя. Но при этом они должны также автоматически отключаться если водитель вручную включил основные передние фары.
Можно также выделить пункт 5 подпункт 12, где сказано, что основные фары (так называемые фары головного света) сами по себе должны включаться только после того, как были включены габаритные огни. Исключением можно считать те моменты, когда габаритные огни включаются кратковременно как сигналы (мигают).
Хотя может показаться, что «наука» правильного подключения ДХО заключается именно в этом соблюдении баланса между различными сигнальными огнями автомобиля, это на самом деле не так. Схема подключения ходовых огней должна учитывать и тот факт, что блок стабилизации светодиодных модулей является очень желательным при эксплуатации ходовых огней. Без этого блока внутри ДХО будет постоянно прыгать напряжение. Такое колебание напряжения приводит к быстрому выходу устройства из строя и необходимости его замены.
Впрочем, немало автолюбителей, которые утверждают, что стабилизация совсем необязательна и их ДХО отлично работают без неё. Они ратуют за то, что установка стабилизатора будет пустой тратой времени и никакой разницы между «пустых» ДХО от ДХО с блоком стабилизации нет. И, вроде как, подключение дневных ходовых огней — это лишь дополнительные траты.
На самом же деле это совершенно не так. Достаточно иметь хотя бы небольшие понимания в электронике, чтобы знать, что каждый скачок напряжения порождает дополнительный прямой ток, который греет кристаллы. В случае светодиодов можно даже оперировать конкретными цифрами: величина скачка напряжения может достигать до 12В, из-за этого номинальное значение прямого тока повышается и происходит сильный перегрев излучателя.
В результате вы получите сниженную яркость дневных ходовых огней и их непосредственная задача (то, ради чего вы их и устанавливали) – предупреждение водителей со встречки – будет выполняться недостаточно эффективно.
Используя светодиодные дневные ходовые огни без дополнительного блока стабилизации, вы получите необходимость заменять их практически ежегодно, а то и чаще, при этом их прямая функция будет выполняться хуже. Стоит ли лениться и экономить пару сотен рублей из-за этого?
ПДД и дневные ходовые огни
В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.
Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.
По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.
Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.
Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.
ГОСТ и ДХО
Установка устройств освещения и световой сигнализации на ТС регламентируется стандартом ГОСТ Р . В разделе «Дневной ходовой огонь» четко прописаны нормы по размещению световых приборов, их геометрической видимости и функциональной схеме подключения. В частности п. говорит о том, что излучаемый свет должен исходить под углом:
- в горизонтальной плоскости – 20°;
- в вертикальной плоскости – 10°.
Именно этот пункт часто нарушают водители при изготовлении и креплении ДХО своими руками. В итоге свет либо направлен в асфальт, не привлекая внимание встречных автомобилистов, либо слишком ослепляет их.
Допустимые расстояния по размещению ходовых огней наглядно показаны на рисунке. Включение (отключение) ходовых огней должно осуществляться автоматически при запуске (останове) двигателя (п.). Также в электрической схеме должно быть учтено автоматическое отключение ДХО в момент, когда производится включение фар головного света.
Чем отличаются дневные огни от габаритных
Часто автомобилисты интересуются, допустимо ли использование габаритов или светодиодов вместо DRL. Вопрос серьёзный, так как штраф за неиспользование составляет 500 рублей. Такую же сумму придётся выложить автовладельцу, если оптика машины не соответствует требованиям ГОСТа. По этой причине все хотят подробнее узнать, что собой представляют дневные ходовые огни.
Ситуация усложняется ещё тем, что большая часть отечественных автомобилей не предусматривает использование дневных фар. Водителям приходится ездить с включённым ближним светом или ПТО. Это отрицательно влияет на генератор, теряющий в результате постоянных нагрузок свою мощность.
В то же время закон предупреждает, что будет карать за всякие самодельные осветительные приборы, установленные без согласования. DRL не являются габаритками или подфарниками, они маломощны, и днём практически незаметны.
Однако существуют конкретные правила, по которым подобная оптика размещается на автомобилях, где её наличие не предусмотрено конструкцией. Продаются специальные наборы или отдельные фонари, легко устанавливаемые на переднем бампере машины.
Выбор модели огней определяется годом выпуска автомобиля и его конструктивными особенностями. Так, новые иномарки оснащаются штатно полноценной системой DRL, включающей помимо оптики ещё и уведомляющие приборы на основе светодиодных модулей. Это даёт возможность экономить запасы тока аккумуляторной батареи.
Модульные ДХО удаётся вмонтировать и самостоятельно. Такой подход позволит избавиться от недостатков ближнего света и противотуманок, ведь включение последних задействует электрические компоненты торпеды, что повысит нагрузку на АКБ.
Виды подключения
DRL Орлиный глаз, глаз орла
Схема подключения ходовых огней зависит от комплектации и вашего бюджета. Существует 3 вида комплектации:
- самый недорогой, только ДХО;
- средний по цене, в комплекте стабилизатор;
- дорогой, с контроллером управления.
Если у вас самые дешевые и плохие, то в комплекте нет контроллера или блока управления. Такой блок выполняет функцию стабилизатора напряжения и управления включением и выключением.
В средней комплектации присутствует стабилизатор напряжения на 12в. В автомобильной сети бывают скачки напряжений, а светодиоды этого очень не любят и выходят из строя. Стабилизатор значительно продлит жизнь светодиодов. Но в этом варианте придется выбирать место для подключения, чтобы включались только при заведенном движке. Мест для этого немало, например датчик давления масла или генератор.
Отечественная модель
Дорогой вариант комплектуется блоком управления, который подключается напрямую к аккумуляторной батарее в автомобиле. По принципу работы они бывают двух видов:
- определяют разницу между количеством вольт при заглушенном и заведенном двигателе;
- более дешевый, это включение при поднятии напряжении выше 13В.
Лучшим является первый вариант, независимо от напряжения на вашей батарее, всегда правильно включение и отключение. Второй вариант бюджетный и работает не всегда. При заглушенном двигателе количество вольт должно упасть ниже 13В, чтобы контроллер отключил ДХО. На если у вас аккум новый или хорошо заряжен, то даже после остановки двигателя на нём до нескольких часов будет напряжение выше 13В. То есть дневные ходовые огни самостоятельно не отключатся, пока не будет менее 13В. Единственным недостатком будет собственное энергопотребление, когда контроллер ждёт запуска двигателя. Он будет разряжать аккум вместе с охранной сигнализацией.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://drivertip.ru/repair/kak-pravilno-podklyuchit-hodovye-ogni-samomu.html
- https://olade.ru/pravila-polzovaniya-farami-i-xodovymi-ognyami-soglasno-pdd
- http://led-obzor.ru/kak-podklyuchit-hodovyie-ogni
- https://pricep-vlg.ru/instruktsii/shema-podklyucheniya-dho/
- https://ledjournal.info/shemy/podklyuchenie-dnevnykh-khodovykh-ogney.html
- https://unit-car.com/tuning/168-podkluychenie-dho.html
- https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/120-kak-podkljuchit-hodovye-ogni.html
- https://osnova35.ru/dnevnyie-hodovyie-ogni-chto-eto-takoe.html
- https://lampaexpert.ru/avtomobilnye-lampy/dnevnye-hodovye-ogni/kak-vibrat-i-podkluchit
- https://5koleso.ru/articles/garazh/dnevnye_hodovye_ogni_da_budet_gost/
- https://ledjournal.info/avto/dnevnye-hodovye-ogni.html