Что является государственной тайной

 

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности. Основные положения о защите информации и государственной тайне. Полномочия Федерального собрания РФ и других органов. Система защиты государственной тайны.

Должностные лица, допущенные к гостайне в Российской Федерации

Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп

  1. Председатель Правительства Российской Федерации
  2. Генеральный прокурор Российской Федерации
  3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
  5. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  6. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  7. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
  8. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  9. Председатель Следственного Комитета Российской Федерации
  10. Федеральный министр
  11. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  12. Председатель Счетной палаты Российской Федерации
  13. Председатель Центрального банка Российской Федерации
  14. Президент Российской академии наук
  15. Руководитель (директор) федеральной службы
  16. Руководитель (директор) федерального агентства
  17. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
  18. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  19. Руководитель организации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности

Защита государственной тайны в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степени секретности

Основная статья: Классификация секретной информации в России

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Рассекречивание сведений

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Ограничения

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну. Источник?

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ "О государственной тайне" (в частности, ст.3).
  3. ФЗ "О госбезопасности".

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ - "О государственной тайне" (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Зашита информации, составляющей гостайну

 

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

 

 

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

 

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

 

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Основные положения о защите информации и государственной тайне

Суть государственной тайны, а именно ее защита и сохранение в секрете привели к созданию комплекса мер под названием Закон «О государственной тайне».

Определение 1

Сам термин «система защиты государственной тайны» представляет собой следующее: это система органов защиты государственной тайны, объединенных воедино, которая использует необходимые им средства и методы защиты сведений, которые и являют собой государственную тайну, а также носителей этих сведения и мероприятий , проводимых в целях защиты. 

Эти меры распространяются на комиссию по защите гос. тайны межведомственного характера и органы исполнительной власти федерального уровня.

Важное значение при создании механизмов системы по защите государственной тайны в правовой сфере имеют государственный органы власти РФ.

В систему таких органов включены следующие:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство, представленное в виде Государственной Думы РФ;
  • государственные органы власти как самой России, так и ее субъектов;
  • Федеральная Служба Безопасности, Служба внешней разведки (СВР), органы судебной власти.

Каждый элемент, включенный в систему по защите государственной тайны имеет полномочия. Это, в определенной мере, дает возможность рационально распределить обязательства, которые могут быть возложены на них для полноценной защиты государственной тайны.

Ниже кратко перечислены полномочий каждой составляющей.

Полномочия Федерального собрания Российской Федерации

  • определение законодательства в сфере государственной тайны;
  • сосредоточение средств федерального бюджета на реализацию программы по защите государственной тайны;
  • распределение полномочий должностных лиц в аппарате Федерального Собрания для предоставления защиты государственной в пределах Федерального Собрания;

Полномочия Президента Российской Федерации

  • утверждение различных программ по защите государственной тайны;
  • утверждение состава, структуры и возлагаемых обязанностей комиссии по защите тайны межведомственного уровня;
  • принятие и утверждение перечня должностных лиц, которые имеют право классифицировать информацию как «государственная тайна», и перечень сведений, которые имеют к ней непосредственное отношение;
  • подписание договоров международного образца о возможности использовании и защиты информации, относящейся к гос. тайне;
  • регламентирование полномочий должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента.

Полномочия Государственной Думы

  • организация соблюдение законов и выполнений требований по защите государственной тайны;
  • предложение возможной структуры комиссии межведомственного характера по защите информации, определяемой как государственная тайна;
  • составление перечня должностных лиц, наделенных правом относить сведения к категории «государственная тайна».
  • установление порядка разработки перечня сведений, которые составляют государственную тайну;
  • определение и регламентирование льгот для граждан, которые имеют право доступа к работе с государственной тайной (3 уровня секретности);
  • разработка и реализации программ по защите гос. тайны на уровне государства;
  • определение порядка определения ущерба, нанесенного в случае рассекречивания государственной тайны, и ущерб собственнику в случае ее засекречивания;
  • распределение полномочий между должностными лицами по обеспечению гос. тайны в аппарате Государственной Думы Российской Федерации.

Полномочия государственных органов власти как самой России, так и её субъектов

  • обеспечение защиты государственной тайны, которая передается иными государственными органами власти, и подведомственными им предприятиями и организациями;
  • обеспечение проведения проверок по допуску лиц к материалам государственной тайны;
  • воплощение мер по ограничению прав граждан, у которых есть доступ к государственной тайне, а также проведение мероприятий по предоставлению этим гражданам льгот;
  • внесение предложений по совершенствованию средств защиты гос. тайны.

Полномочия органов судебной власти

  • обеспечение судебной защитой физических и юридических лиц при расследовании дел в связи с нарушением законодательства в области государственной тайны;
  • определение перечня полномочий должностных лиц в сфере охраны государственной тайны в судебных органах.

Обязанность обеспечения охраны и защиты коммерческой тайны, наделенная им в соответствии с законодательством, от разглашения и неправомерного использования при выполнении своих служебных обязанностей возлагается на государственные органы власти.

Информация, представляющая собой коммерческую тайну, защищается как служебная тайна.

Государственные органы власти, которые имеют право обработки персональных данных, являющими тайной частной жизни гражданина, обладают такими полномочиями:

  • право предоставления лицензии на деятельность, которая связана с обработкой персональных данных;
  • возможность регистрации массивов и накопителей личных данных;
  • предоставление сертифицированных информационных систем и информационных технологий, которые предназначены для обработки личных данных;
  • подписание соглашений международного уровня о заграничной передаче личных данных;
  • обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов власти в условиях нарастающей информатизации общества.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/315370
  • https://zakon.temaretik.com/1637825146528205518/stepeni-sekretnosti-svedenij-sostavlyayuschih-gosudarstvennuyu-tajnu-forma-dopuska-pravila-hraneniya-ispolzovaniya-i-ohrany/
  • https://utmagazine.ru/posts/9098-gosudarstvennaya-tayna
  • https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sistemy-zaschity-gos-tajny/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий