Отличия, плюсы и минусы вариатора и коробки автомат. Рассматриваем, что лучше - автомат или вариатор, в чем особенности данных коробок передач, их устройство, преимущества и недостатки.
Содержание
Конструкция и работа вариатора
Прежде чем мы перейдем к сравнительным характеристикам вариатора и автоматической КПП, вам будет полезно узнать устройство и принцип действия первого и второго агрегатов. Эта информация поможет вам сделать правильные выводы в конце повествования. Итак, начнем с вариатора.
Ремень вариатора
Основное отличие вариатора (Сontinuosly Variable Transmission, CVT — англ.) от любой коробки передач (как автоматической, так и ручной) является отсутствие фиксированных передач. У каждого такого агрегата существует некий диапазон, в которых находится передаточное усилие (число) при определенных условиях в конкретный момент времени. Это становится возможным благодаря тому, что в основе работы вариатора лежит другой иной принцип работы, нежели у КПП.
Как работает вариатор? Его принцип действия заключается в использовании ременной передачи (чаще всего в современных машинах используется металлический ремень или цепь), которая передает усилия межд ведущим валом (от двигателя) и ведомым валом (идущим далее к колесам). При этом передаточное число меняется плавно за счет плавного же изменения диаметра как ведущего, так и ведомого валов. Для этого используются специальные методики. Каждый современный автопроизводитель имеет собственные наработки в этой области. Однако все вариаторы можно разделить на два основных типа:
Работа вариатора
- клиноременной;
- тороидный.
Основой клиноременной передачи является трапециевидный зубчатый ремень (некоторые автопроизводители используют цепь или ремень из металлических пластин). Вторая составляющая — это два шкива, которые образованы коническими дисками. Они могут изменять свой диаметр, благодаря чему возможно изменение скорости и значения передаваемого крутящего момента.
Работа происходит по следующему алгоритму. При нажатии водителем на педаль акселератора ведущий шкив передает вращение от двигателя к ведомому валу. Однако его конструкция создана таким образом, что при действии центробежных сил в силу увеличения оборотов щеки дисков сжимаются и выталкивают приводной ремень от центра шкива к его краю. А на ведомом валу происходит обратный процесс. То есть, у него щеки разжимаются и ремень двигается к центру шкива. Так плавно изменяется передаточное число и усилия. Когда педаль акселератора отпущена происходит обратный процесс.
Схема работы тороидного вариатора
Тороидный вариатор имеет другой принцип действия. Вместо валов у него имеются два колеса со сферической поверхностью. Между зажаты ролики. Одно из колес — ведущее, второе — ведомое. Изменение значения передаваемого крутящего момента и передаточного числа возникает в силу изменения силы трения между колесами и роликами. Изменение положения роликов в поперечной плоскости позволяет изменять и передаточное число. Когда ролик находится горизонтально, то ведущее и ведомое колеса крутятся с одинаковой угловой скоростью. Когда же ролики меняют свое положение, изменяется и передаточное число.
Однако в силу сложности конструктивных решений и технологий изготовления отдельных частей тороидные вариаторы используются редко. Поэтому в дальнейшем мы будем рассказывать о клиноременных устройствах, как наиболее популярных в автомобилестроении.
Масла для вариаторов отличаются от других трансмиссионных жидкостей. Они имеют соответствующее обозначение — CVT. Дело в том, что эти масла не только смазывают, но и предотвращают проскальзывание. Именно благодаря этому свойству становится возможным эксплуатация ремня по передаче крутящего момента между валами. В связи с этим нельзя допускать “масляного голодания”. В противном случае ремень или цепь начнет проскальзывать по рабочим поверхностям валов, тем самым значительно изнашивая их.
Правила использования и профилактики АКПП и CVT во время эксплуатации
CVT предназначается для удобных, тихих и семейных поездок по мегаполису. Для спортивной и быстрой езды более подходит автомат. Это еще одно решение на задачу из разряда: «Каковы отличия автомата и вариатора».
АКПП – это неприхотливая коробка переключения скоростей. Но при эксплуатации CVT, автовладелец должен соблюдать следующие правила:
- во время остановки на спуске использовать ручной тормоз;
- переключать положения кулисы из «P» в «R» только после полной остановки автомобиля;
- буксировать только на включенной нейтральной скорости и не более 80 километров со скоростью 30 километров в час;
- вовремя менять масло;
- при пройденных 70 тысяч км заменить ремни на шкивах;
- прогревать трансмиссию зимой перед стартом;
- диагностировать неполадки и ремонтировать автомобиль только в квалифицированных сервис-центрах.
Тоже самое относится и к коробке автомат, за исключением замены ремней. Правильная эксплуатация и качественный уход за коробкой передач обеспечит длительный срок службы устройства.
Виды КПП: автомат и вариатор
Выбирая трансмиссию, нужно учесть, в каких условиях будет эксплуатироваться машина. Вариатор и автомат — разновидности автоматической коробки, которая требует регулярного ухода и щадящей манеры езды:
- без резких стартов и торможений методом «педаль в пол»;
- без буксировки тяжёлых прицепов или автомобилей;
- без пробуксовок на льду, в снегу и грязи;
- без перегрева и трогания «на холодную».
Оба агрегата нуждаются в хорошей смазке и охлаждении.
Автомобиль как с автоматом, так и с CVT оснащен селектором и педалями: газ и тормоз. В обеих коробках за управление отвечают соленоиды, гидроблок, электроника. Водитель не переключает скорости вручную, не работает сцеплением. Только после тест-драйва можно сделать вывод, чем отличается бесступенчатый вариатор от «классического» автомата, и что лучше в динамике.
Определить, что надёжней, вариатор или автомат, поможет краткий обзор их работы.
Какой аппарат надежней
Многих автовладельцев интересует, в чем разница между автоматом и CVT по степени надежности. Следует сказать, что единых собранных данных в отношении этих КПП не существует.
Ремонт и частая замена элементов в той или иной коробке могут быть обусловлены халатным отношением автовладельца. Многие водители эксплуатируют вариатор в местностях со сложным проездом. А для такой местности он не подходит. CVT хорошо себя показывает в городском режиме, пробках. Эксплуатация в мегаполисе, вовремя замененное масло позволит ему прослужить владельцу долгие годы.
Автомобиль с автоматом в отличие от вариатора может ездить по холмистым местностям. Он несколько надежнее в этом отношении, но халатное отношение владельца тоже может привести к мгновенному выходу из строя.
Плюсы и минусы
Преимущества коробки АВТОМАТ:
- Легкость управления, особенно в пробках.
- Очень трудно заглохнуть. Хоть как трогайся.
- Меньший расход топлива, по сравнению с механикой.
- Лучше сохраняется ресурс двигателя.
Недостатки коробки АВТОМАТ:
- Скорость переключается медленнее, чем на вариаторной коробке. Но, если АВТОМАТ с двумя дисками сцепления, то скорости переключатся быстрее, чем у вариатора.
- Дорогой ремонт.
- Необходимость частой замены масла.
- Требуется дольше греть в холодную погоду после запуска двигателя.
Плюсы вариатора:
- Быстрое ускорение без вреда мотору.
- Меньший расход топлива.
- Двигатель всегда работает в оптимальном режиме.
- Больший ресурс, то есть больше межремонтный период.
- Надежный.
Минусы вариатора:
- Дорогой ремонт в случае поломки.
- Через каждые 90 тысяч км пробега рекомендуется менять ремень.
- Требуется заливать специальное масло для вариаторных коробок.
Самая распространенная поломка в вариаторе — это обрыв ремня, соединяющий шкивы. Говорят, есть специальная средство для ремня, которое не дает ремню быстро изнашиваться.
Вариатор клиноцепной
Примеры использования: Audi А6, Subaru Forester.
Устройство похоже на клиноременный вариатор, но вместо ремня в качестве передачи используется металлическая цепь, состоящая из пластин, соединенных клиновидными осями. Именно торцы этих осей и передают крутящий момент. Другое отличие состоит в том, что в коробках Audi используется пакет сцеплений и двухмассовый маховик вместо гидротрансформатора.
Принцип действия КПП
Действие коробки передач заключается в следующем:
- принимает и преобразовывает;
- передает и изменяет направление крутящего момента.
В автомате, вариаторе или роботе этот процесс автоматизирован и не зависит от человека. Но при выборе коробки передач необходимо понимать, что у каждого вида автоматизированной трансмиссии есть свои принципы работы. От них будет зависеть цена самого устройства и его ремонта после эксплуатации.
В следующем блоке будет рассмотрен подробно каждый вид АКПП.
Как отличить АКПП от вариатора
Как правило, перед приобретением машины с АКПП потенциальный владелец сразу решает для себя, что лучше, обычный автомат, вариатор или робот. Если принять во внимание тот факт, что традиционная гидромеханическая АКПП хоть и не лишена недостатков, однако остается самой надежной и проверенной временем трансмиссией среди других автоматов, не удивительно, что на вторичном рынке такая коробка пользуется самым большим спросом.
При этом версии с вариатором или роботом, с учетом их слабых сторон, менее востребованы. Естественно, стоят такие машины тоже дешевле по сравнению с аналогами. При этом продавцы, не желающие снижать цену или по другим причинам, часто пытаются выдать робот за автомат или вариатор, вариатор за традиционную АКПП и т.д.Обратите внимание, зачастую начальных знаний касательно того, как отличить вариатор от автомата по рычагу, оказывается попросту недостаточно. Основная причина — сознательная замена рычага (селектора) самим недобросовестным владельцем, тюнинг рычага при помощи чехлов на ручку КПП, перетяжка селектора кожей и т.п.
Так вот, чтобы правильно определить тип коробки передач визуально, нужно придерживаться определенного порядка действий и учитывать целый ряд рекомендаций. Прежде всего, начать следует со следующего:
- перед осмотром машины необходимо собрать максимум информации касательно вариантов трансмиссии на конкретной модели в сети Интернет, также можно воспользоваться технической литературой, каталогами и т.д.
- при осмотре внимательно изучите документы на автомобиль, а также маркировочные таблички на кузове и агрегатах. Как правило, если машина оснащена коробкой — автомат, то на это укажут литеры A или же AT. В случае с вариатором используется обозначение CVT.
- При попытке визуального определения нужно осмотреть рычаг КПП, так как вариаторы часто имеют нанесенное обозначение CVT. Так же нужно обратить внимание и на режимы возле селектора переключения коробки. В случае с обычным автоматом, кроме стандартных режимов P-R-N-D еще можно увидеть режимы «L», «2», иногда «3», тогда как вариаторы имеют только режим «L».
Для этого после запуска двигателя необходимо динамично разогнать автомобиль с места в стандартном режиме D. Если при разгоне нет явно ощутимого момента переключения передач, а двигатель монотонно работает на одних и тех же оборотах (по тахометру не видно сначала набора оборотов, а потом их понижения при переходе на ступень выше), тогда это говорит о том, что на авто стоит вариатор.
В случае с АКПП разгон будет похож на то, как разгоняется машина с МКПП, то есть сначала двигатель раскручивается (слышно по звуку ДВС и видно по тахометру), после чего осуществляется переход на повышенную передачу, после чего обороты падают. При этом важно активно разгонять машину, так как при спокойном старте и неспешном наборе скорости автомат и вариатор могут работать практически одинаково.
Также можно полностью остановить машину на участке дороги с небольшим подъемом. После этого следует отпустить педаль тормоза, не добавляя газ. Если машина начнет медленно двигаться на подъем на холостых, это говорит о том, что на автомобиле стоит АКПП. Если же машина немного откатится назад, после чего будет просто стоять, часто это указывает на вариатор. Однако, такая проверка подойдет только в том случае, если авто с вариатором не имеет дополнительной «противооткатной» системы.Напоследок отметим, что если самостоятельно определить тип АКПП все же не удается, тогда оптимально посетить СТО, где квалифицированные специалисты сразу дадут ответ на интересующий вопрос, а также при необходимости проведут комплексную диагностику автомобиля.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://etlib.ru/blog/555-variator-ili-avtomat-chto-luchshe
- https://akppoff.ru/korobka-avtomat/chem-otlichaetsya-variator-ot-avtomata
- https://akppoff.ru/korobka-avtomat/variator-ili-avtomat-chto-luchshe
- https://autostuk.ru/korobka-variator-i-avtomat-v-chem-raznica.html
- https://www.zr.ru/content/articles/907460-peresazhivaemsya-s-mekhaniki-na-a/
- https://akppoff.ru/korobka-avtomat/chto-luchshe-avtomat-robot-ili-variator
- http://krutimotor.ru/kak-otlichit-variator-ot-avtomata/