До 2022 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования. Что такое администрирование страховых взносов. Как оно происходит? Закон об администрировании страховых взносов.
Содержание
- Расчет страховых взносов
- Администрирование страховых взносов: последние новости
- Что понимают под администрированием страховых взносов
- Что такое администрирование страховых взносов?
- Разграничение полномочий между фондами и ФНС
- Пени и штрафы
- Изменения 2022 года
- Отчетность в ФНС
- Как производят администрирование
- Обособленные подразделения
- Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки
Расчет страховых взносов
Рассмотрим структуру отчета Расчет страховых взносов. Расчет состоит из трех разделов:
Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» – данный раздел заполняют плательщики взносов, которые производят выплаты физлицам. В нем указываются сводные данные о суммах взносов, подлежащих уплате (по каждому виду взносов).
В отдельных приложениях данного раздела отражаются расчеты сумм взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (количество застрахованных лиц, сумма начисленных выплат, сумма выплат, не облагаемых взносами, база по взносам).
В отдельном подразделе также необходимо отражать данные о взносах на дополнительное социальное обеспечение – ранее эти данные подавались в отчетной форме РВ-3 ПФР.
Также в отдельных приложениях Расчета отражается информация о соответствии условиям применения пониженных тарифов взносов.
Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ.
Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу (ранее в расчете РСВ-1 Раздел 6).
Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам, и представляется ежеквартально. Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно.
Обратите внимание, в отчетную форму «Расчет страховых взносов» не вошли:
- разделы расчетов с фондами – данных об уплате страховых взносов и задолженности/переплате в отчете не будет;
- раздел перерасчета страховых взносов;
- разделы сведений о стаже и расчеты по взносам на НС и ПЗ.
Однако в данную форму были добавлены:
- кадровые данные застрахованных лиц;
- суммы начисленных взносов по «вредным» доптарифам для каждого застрахованного лица;
- суммы начисленных взносов в ФСС по иностранцам для каждого застрахованного лица.
Теперь первичный отчет Расчета по страховым взносам не будет содержать корректирующих персонифицированных сведений прошлых периодов.
Корректирующие персонифицированные сведения будут включены в корректирующие расчеты, содержащие такой же набор данных, что и исходные данные. Теперь корректировки отчета будут сдаваться отдельно от исходных данных Расчета по страховым взносам.
Расчет будет считаться непредставленным в том случае, если:
- Сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательно пенсионное страхование не соответствует сведениям о сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному лицу за указанный период: Строка 061 по графам 3,4,5 приложения 1 Раздела 1 Расчета должна совпадать с суммами строк 240 Раздела 3 Расчета за каждый месяц соответственно.
- Указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц: ФИО – СНИЛС – ИНН (при наличии).
Администрирование страховых взносов: последние новости
В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2022 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.
Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.
Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.
Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2022 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с нововведениями с 1 января 2022 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.
Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от г., ФЗ №125 от г., ФЗ №27 от г., ФЗ №165 от г., ФЗ № 167 от г., ФЗ №255 от г., ФЗ №326 от г., ФЗ №400 от г. и ряд других правовых актов.
Что понимают под администрированием страховых взносов
Под администрированием страховых взносов, включая те, что предназначены для ПФР, понимают процедуру контроля полноты и своевременности их перечисления. Это относится к выплатам пенсионного и социального назначения.
Администрирование отчислений в ПФР предполагает выполнение следующих операций:
- учета граждан и организаций, входящих в число плательщиков;
- приема расчетной документации, информирующей о порядке начисления плательщиками указанных перечислений;
- контроля своевременности отчислений в ПФР;
- взыскания задолженностей по платежам в этот фонд для начисления пенсионных пособий;
- вычисления чрезмерно уплаченных сумм;
- взаимодействия с государственными и прочими инстанциями в рамках управления перечисленными взносами.
Все указанные действия входят в общую процедуру администрирования взносов в ПФР.
Что такое администрирование страховых взносов?
Что такое администрирование страховых взносов?
До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:
- Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
- Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
- Проведение камеральных проверок страхователей.
- Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
- Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
- Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
Разграничение полномочий между фондами и ФНС
Рассмотрим разграничение полномочий между ФНС и фондами при передаче администрирования страховых взносов.
За органами ПФР и ФСС остается обязанность приема от плательщиков страховых взносов, расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2022 г. То есть отчетность в фонды, 4-ФСС и РСВ-1 за отчетный период 2022 г. будет предоставляться по тем же формам и форматам, которые действовали ранее при представлении отчетности в государственные внебюджетные фонды.
Такие контрольные мероприятия, как камеральные и выездные проверки по страховым взносам за отчетные периоды, начиная с 2010 г. по 2022 г. включительно, будут проводиться государственными внебюджетными фондами.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ, а также прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам передается в ФНС, начиная с представления Расчета по страховым взносам за отчетный период — I квартал 2022 г.
В 2022 г. уплата страховых взносов также будет происходить до 15 числа каждого месяца. Если же срок уплаты будет совпадать с праздничным или выходным днем – он будет перенесен на первый рабочий день.
Обратите внимание, что с 2022 г. взносы будут перечисляться не в фонды, а в ФНС. Соответственно, КБК по уплате страховых взносов, пеней и штрафов будут изменены (КБК с 392 главой для ПФР и ФОМС и с 393 главой для ФСС будут заменены на главу 182). Поэтому если взносы, исчисленные за декабрь, работодатели намереваются заплатить в 2022 г., это необходимо будет сделать на новые КБК.
Перечисление недоимки по страховым взносам в 2022 г. необходимо также оплачивать на коды бюджетной классификации, открытые для ФНС с 182 главой.
КБК для страховых взносов ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за работников (по взносам на травматизм) с 1 января 2022 г. не поменялся и остался прежним, так как взносы по травматизму уплачиваются в органы ФСС.
Пени и штрафы
Возвраты излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней и штрафов, образовавшихся в прошлые периоды до 1 января 2022 г., будут осуществляться по написанному страхователем во внебюджетные фонды заявлению о возврате переплаты (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если после подачи заявления страхователем ПФР или ФСС примет по нему положительное решение, эти данные перенаправят в налоговую, и непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен будет произвести налоговый орган.
Информация о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за отчетные периоды до 1 января 2022 г., органы ПФР и ФСС РФ передадут в налоговые органы. Если задолженность невозможно будет взыскать по какой-либо причине, то она будет списана с плательщика страховых взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона №243-ФЗ).
Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ):
- которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона №212-ФЗ, и которые возникли до ;
- срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на .
За органами ФСС РФ сохранены функции по проверке расходов, понесенных плательщиками (кто не является участниками пилотного проекта) на цели социального страхования в связи с временной нетрудоспособностью и возмещение сумм превышения понесенных расходов над начислениями.
За органами ПФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и контроля за уплатой страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.
Изменения 2022 года
Изменения 2022 года
Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2022 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.
Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.
Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования. Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов. Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.
Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2022 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2022 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.
Отчетность в ФНС
В 2022 г. остались прежними:
- Форма СЗВ-М (предоставляется в органы ПФР) – сведения индивидуального персонифицированного учета, которая будет сдаваться также, как и в 2022 г., ежемесячно;
- Форма ДСВ-3 (предоставляется в органы ПФР) – сведения, предоставляемые страхователем, перечисляющим дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию работника – ежеквартально;
- Форма СПВ-3 (предоставляется в органы ПФР) — форма, которую страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения при выходе на пенсию.
Однако формы РСВ-1 (ежеквартально), РСВ-2 (ежегодно), РВ-3 (ежеквартально) и 4-ФСС (ежеквартально) были видоизменены в отчетную форму Расчет по страховым взносам, утвержденный приказом ФНС РФ от № ММВ – 7 -11/55.
Данный приказ начинает действовать с 1 января 2022 г., первый расчет по форме необходимо буде сдать за I квартал 2022 г. Срок представления ежеквартального отчета в ФНС – не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Этот срок единый для всех страхователей и не зависит от формы сдачи отчетности – на бумажном носителе или в электронном виде. За I квартал 2022 г. форма представляется не позднее 2 мая 2022 г. (30 апреля 2022 г. – это суббота). Организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность только в электронном виде.
Как производят администрирование
Процедура управления этими отчислениями производится в следующем порядке:
- в определенные законодательством сроки все предприятия и организации (учитывая обязательный характер участия в этой системе страхования) направляют администрирующему органу отчетную документацию, уведомляющую о проведенных расчетах;
- переданные документы проверяются на предмет правильности применения тарифов;
- если в этом возникает необходимость, администрирующая инстанция запрашивает требуемые дополнительные сведения;
- компании и физические лица, входящие в число плательщиков, производят платежи в этот фонд ОПС по установленным реквизитам в согласованных объемах.
В рамках этого контроля предусмотрено проведение:
- регулярных проверок выездного и камерального характера, с анализом ведущейся отчетной и текущей документации;
- взаимозачета и возврата переплаченных сумм, при отклонениях баланса, с излишним перечислением страховых выплат;
- принудительного взыскания долгов, с наложением ареста на счета должников, назначением штрафов и пеней за несоблюдение установленных сроков, запретом выезда за границу ответственных сотрудников и принятием других непопулярных мер;
- взаимодействия с подразделениями внебюджетных фондов, со сверкой имеющихся данных.
Статья по теме: Ответственность и штрафы за несвоевременную сдачу расчета
Если средства перечислены не полностью или с нарушением сроков, контролирующие органы уполномочены к принятию мер принудительного характера для взыскания долга и наказания нарушителей.
Обособленные подразделения
Важным изменением стало то, что с 1 января 2022 г. все обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), которые начисляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать страховые взносы, а также представлять в ИФНС расчеты по ним.
Поэтому головные организации обязаны уведомить ИФНС по месту своего нахождения о том, что их обособленные подразделения начиная с 1 января 2022 г. получили право по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам или лишились полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Это правило действует для созданных обособленных подразделений только с г. (подп. 7 п.3.4 ст.23 НК РФ). Передавать данные об обособленных подразделениях, которые начисляли выплаты и вознаграждения до 1 января 2022 г. не нужно. Эти данные внебюджетные фонды передадут самостоятельно в органы ИФНС.
Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки
Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки
По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://gendalf.ru/pb/commercial/539/107331/
- https://spmag.ru/articles/administrirovanie-strahovyh-vznosov-v-fns
- https://gidpostrahovke.ru/raschet-fondy-vznosy/vznosy/administrirovanie-strakhovykh-vznosov.html
- https://online-buhuchet.ru/administrirovanie-straxovyx-vznosov/