Администрирование страховых взносов что это такое

 

До 2022 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования. Что такое администрирование страховых взносов. Как оно происходит? Закон об администрировании страховых взносов.

Расчет страховых взносов

Рассмотрим структуру отчета Расчет страховых взносов. Расчет состоит из трех разделов:

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» – данный раздел заполняют плательщики взносов, которые производят выплаты физлицам. В нем указываются сводные данные о суммах взносов, подлежащих уплате (по каждому виду взносов).

В отдельных приложениях данного раздела отражаются расчеты сумм взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (количество застрахованных лиц, сумма начисленных выплат, сумма выплат, не облагаемых взносами, база по взносам).

В отдельном подразделе также необходимо отражать данные о взносах на дополнительное социальное обеспечение – ранее эти данные подавались в отчетной форме РВ-3 ПФР.

Также в отдельных приложениях Расчета отражается информация о соответствии условиям применения пониженных тарифов взносов.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу (ранее в расчете РСВ-1 Раздел 6).

Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам, и представляется ежеквартально. Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно.

Обратите внимание, в отчетную форму «Расчет страховых взносов» не вошли:

  • разделы расчетов с фондами – данных об уплате страховых взносов и задолженности/переплате в отчете не будет;
  • раздел перерасчета страховых взносов;
  • разделы сведений о стаже и расчеты по взносам на НС и ПЗ.

Однако в данную форму были добавлены:

  • кадровые данные застрахованных лиц;
  • суммы начисленных взносов по «вредным» доптарифам для каждого застрахованного лица;
  • суммы начисленных взносов в ФСС по иностранцам для каждого застрахованного лица.

Теперь первичный отчет Расчета по страховым взносам не будет содержать корректирующих персонифицированных сведений прошлых периодов.

Корректирующие персонифицированные сведения будут включены в корректирующие расчеты, содержащие такой же набор данных, что и исходные данные. Теперь корректировки отчета будут сдаваться отдельно от исходных данных Расчета по страховым взносам.

Расчет будет считаться непредставленным в том случае, если:

  • Сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательно пенсионное страхование не соответствует сведениям о сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному лицу за указанный период: Строка 061 по графам 3,4,5 приложения 1 Раздела 1 Расчета должна совпадать с суммами строк 240 Раздела 3 Расчета за каждый месяц соответственно.
  • Указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц: ФИО – СНИЛС – ИНН (при наличии).

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2022 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2022 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2022 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от г., ФЗ №125 от г., ФЗ №27 от г., ФЗ №165 от г., ФЗ № 167 от г., ФЗ №255 от г., ФЗ №326 от г., ФЗ №400 от г. и ряд других правовых актов.

Что понимают под администрированием страховых взносов

Под администрированием страховых взносов, включая те, что предназначены для ПФР, понимают процедуру контроля полноты и своевременности их перечисления. Это относится к выплатам пенсионного и социального назначения.

Администрирование отчислений в ПФР предполагает выполнение следующих операций:

  • учета граждан и организаций, входящих в число плательщиков;
  • приема расчетной документации, информирующей о порядке начисления плательщиками указанных перечислений;
  • контроля своевременности отчислений в ПФР;
  • взыскания задолженностей по платежам в этот фонд для начисления пенсионных пособий;
  • вычисления чрезмерно уплаченных сумм;
  • взаимодействия с государственными и прочими инстанциями в рамках управления перечисленными взносами.

Все указанные действия входят в общую процедуру администрирования взносов в ПФР.

Что такое администрирование страховых взносов?

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
Фото 1

Разграничение полномочий между фондами и ФНС

Рассмотрим разграничение полномочий между ФНС и фондами при передаче администрирования страховых взносов.

За органами ПФР и ФСС остается обязанность приема от плательщиков страховых взносов, расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2022 г. То есть отчетность в фонды, 4-ФСС и РСВ-1 за отчетный период 2022 г. будет предоставляться по тем же формам и форматам, которые действовали ранее при представлении отчетности в государственные внебюджетные фонды.

Такие контрольные мероприятия, как камеральные и выездные проверки по страховым взносам за отчетные периоды, начиная с 2010 г. по 2022 г. включительно, будут проводиться государственными внебюджетными фондами.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ, а также прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам передается в ФНС, начиная с представления Расчета по страховым взносам за отчетный период - I квартал 2022 г.

В 2022 г. уплата страховых взносов также будет происходить до 15 числа каждого месяца. Если же срок уплаты будет совпадать с праздничным или выходным днем – он будет перенесен на первый рабочий день.

Обратите внимание, что с 2022 г. взносы будут перечисляться не в фонды, а в ФНС. Соответственно, КБК по уплате страховых взносов, пеней и штрафов будут изменены (КБК с 392 главой для ПФР и ФОМС и с 393 главой для ФСС будут заменены на главу 182). Поэтому если взносы, исчисленные за декабрь, работодатели намереваются заплатить в 2022 г., это необходимо будет сделать на новые КБК.

Перечисление недоимки по страховым взносам в 2022 г. необходимо также оплачивать на коды бюджетной классификации, открытые для ФНС с 182 главой.

КБК для страховых взносов ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за работников (по взносам на травматизм) с 1 января 2022 г. не поменялся и остался прежним, так как взносы по травматизму уплачиваются в органы ФСС.

Пени и штрафы

Возвраты излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней и штрафов, образовавшихся в прошлые периоды до 1 января 2022 г., будут осуществляться по написанному страхователем во внебюджетные фонды заявлению о возврате переплаты (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если после подачи заявления страхователем ПФР или ФСС примет по нему положительное решение, эти данные перенаправят в налоговую, и непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен будет произвести налоговый орган.

Информация о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за отчетные периоды до 1 января 2022 г., органы ПФР и ФСС РФ передадут в налоговые органы. Если задолженность невозможно будет взыскать по какой-либо причине, то она будет списана с плательщика страховых взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона №243-ФЗ).

Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ):

  • которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона №212-ФЗ, и которые возникли до ;
  • срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на .

За органами ФСС РФ сохранены функции по проверке расходов, понесенных плательщиками (кто не является участниками пилотного проекта) на цели социального страхования в связи с временной нетрудоспособностью и возмещение сумм превышения понесенных расходов над начислениями.

За органами ПФР сохранены функции по ведению персонифицированного учета и контроля за уплатой страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.

Изменения 2022 года

Изменения 2022 года

 Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2022 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования. Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов. Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2022 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2022 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Отчетность в ФНС

В 2022 г. остались прежними:

  • Форма СЗВ-М (предоставляется в органы ПФР) – сведения индивидуального персонифицированного учета, которая будет сдаваться также, как и в 2022 г., ежемесячно;
  • Форма ДСВ-3 (предоставляется в органы ПФР) – сведения, предоставляемые страхователем, перечисляющим дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию работника – ежеквартально;
  • Форма СПВ-3 (предоставляется в органы ПФР) - форма, которую страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения при выходе на пенсию.

Однако формы РСВ-1 (ежеквартально), РСВ-2 (ежегодно), РВ-3 (ежеквартально) и 4-ФСС (ежеквартально) были видоизменены в отчетную форму Расчет по страховым взносам, утвержденный приказом ФНС РФ от № ММВ – 7 -11/55.

Данный приказ начинает действовать с 1 января 2022 г., первый расчет по форме необходимо буде сдать за I квартал 2022 г. Срок представления ежеквартального отчета в ФНС – не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Этот срок единый для всех страхователей и не зависит от формы сдачи отчетности – на бумажном носителе или в электронном виде. За I квартал 2022 г. форма представляется не позднее 2 мая 2022 г. (30 апреля 2022 г. – это суббота). Организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность только в электронном виде.

Фото 2

Как производят администрирование

Процедура управления этими отчислениями производится в следующем порядке:

  • в определенные законодательством сроки все предприятия и организации (учитывая обязательный характер участия в этой системе страхования) направляют администрирующему органу отчетную документацию, уведомляющую о проведенных расчетах;
  • переданные документы проверяются на предмет правильности применения тарифов;
  • если в этом возникает необходимость, администрирующая инстанция запрашивает требуемые дополнительные сведения;
  • компании и физические лица, входящие в число плательщиков, производят платежи в этот фонд ОПС по установленным реквизитам в согласованных объемах.

В рамках этого контроля предусмотрено проведение:

  • регулярных проверок выездного и камерального характера, с анализом ведущейся отчетной и текущей документации;
  • взаимозачета и возврата переплаченных сумм, при отклонениях баланса, с излишним перечислением страховых выплат;
  • принудительного взыскания долгов, с наложением ареста на счета должников, назначением штрафов и пеней за несоблюдение установленных сроков, запретом выезда за границу ответственных сотрудников и принятием других непопулярных мер;
  • взаимодействия с подразделениями внебюджетных фондов, со сверкой имеющихся данных.
Статья по теме: Ответственность и штрафы за несвоевременную сдачу расчета

Если средства перечислены не полностью или с нарушением сроков, контролирующие органы уполномочены к принятию мер принудительного характера для взыскания долга и наказания нарушителей.

Обособленные подразделения

Важным изменением стало то, что с 1 января 2022 г. все обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), которые начисляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать страховые взносы, а также представлять в ИФНС расчеты по ним.

Поэтому головные организации обязаны уведомить ИФНС по месту своего нахождения о том, что их обособленные подразделения начиная с 1 января 2022 г. получили право по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам или лишились полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Это правило действует для созданных обособленных подразделений только с г. (подп. 7 п.3.4 ст.23 НК РФ). Передавать данные об обособленных подразделениях, которые начисляли выплаты и вознаграждения до 1 января 2022 г. не нужно. Эти данные внебюджетные фонды передадут самостоятельно в органы ИФНС.

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://gendalf.ru/pb/commercial/539/107331/
  • https://spmag.ru/articles/administrirovanie-strahovyh-vznosov-v-fns
  • https://gidpostrahovke.ru/raschet-fondy-vznosy/vznosy/administrirovanie-strakhovykh-vznosov.html
  • https://online-buhuchet.ru/administrirovanie-straxovyx-vznosov/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий