Абандон плюсы и минусы

 

Что такое абандон. Абандон является отказом страхователя от своих прав на застрахованное судно или груз с получением за это полной страховой суммы. Заявление необходимо подать в течение 6 месяцев от момента наступления страхового случая; оно является односторонним действием и не нуждается в подтверждении со стороны страховщика. Что такое абандон в страховании и его законодательные основы? Особенности написания и вступления абандона в силу. Что понимается под нарушением права абандона?

Так что же такое абандон – право или обязанность?

По закону вред, который причинен человеку или его имуществу, имуществу юридического лица должен быть полностью возмещен. Несмотря на частое неправильное понимание абандона людьми и даже юристами, абандон на самом деле является правом страхователя, а не его обязанностью. А право, в отличие от обязанности, предполагает наличие выбора.

Права граждан могут ограничиваться только на основании законов и только в той степени, в какой это нужно для защиты конституционного строя, законных интересов других лиц и т.д.

[box type=”download”] Получается, что абандон имеет много различных нюансов, которыми нельзя пренебрегать при заключении договора. Обмануть никого не получится. Надо помнить, что обязанность страховщика появляется тогда, когда страхователь в полной мере отказался от своего имущества в пользу страховщика.[/box]

Правовая основа

Абандон часто используется при страховании морских судов и грузов, наземных транспортных средств (легковых, грузовых авто, автобусов). Закон №4015-1 от «Об организации страхового дела в РФ» (статья 10) предписывает, что утрата (гибель) объекта страхования дает возможность клиенту отказаться от прав на застрахованное имущество. Цель — получение 100% суммы, прописанной в договоре. Собственником объекта становится страховщик.

Если утерянное имущество будет найдено, то выгодоприобретатель обязан вернуть возмещение (за вычетом причиненного ущерба), вступив в права собственности. Понятие «гибель имущества» подразумевает не только случаи с затонувшими судами, но и события, в результате которых восстановление объекта превышает страховую стоимость на момент заключения договора. Подобная ситуация носит название «конструктивная гибель» и подразумевает, что на ремонт потребуется более 50-70% стоимости имущества. Правоведы разъясняют, что абандон является неотъемлемым правом выгодоприобретателя и обязанностью страховой фирмы.

Нарушение права

Страховые компании и суды по-своему трактуют условия абандона, что приводит к нарушению прав страхователя. Например, пострадавшей стороне отказывают в иске к лицу, причинившему вред. Истец, попав в аварию, отказался передавать право собственности страховщику, хотя транспортное средство требовало существенного ремонта, цена которого превышала 70% от страховой стоимости. Возмещения от компании не хватило на полноценное восстановление, и владелец авто подал иск, требуя от виновника аварии выплатить недостающую сумму. Судья встал на сторону ответчика, обосновав свое решение тем, что истец мог воспользоваться правом абандона и полностью покрыть расходы страховой суммой.

Данная позиция противоречит положениям гражданского законодательства, которые дают возможность физлицу воспользоваться указанным правом только по собственному желанию. В судебной практике большинство решений принимаются в пользу клиента, однако возникают споры касательно размера возмещения, которое должно равняться указанной в договоре страховой сумме. В некоторых ситуациях данная величина может уменьшаться пропорционально износу имущества, вследствие чего выплаты будут равняться страховой сумме за вычетом стоимости деталей транспортного средства, признанных годными.

В каком страховании часто применяется абандон

Согласно пункту 1 статьи 10 закона о страховании, страховая сумма — это денежная сумма, которая установлена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Согласно же статье 147 Гражданского кодекса РФ страховая сумма для имущества — это его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.

Улавливаете разницу? В первом законе допускается, что страховая сумма меняется со временем: например, для нового автомобиля она одна, а для машины с годичным сроком использования — совсем другая; все зависит от того, как это прописано в договоре страхования. А вот гражданский кодекс однозначно фиксирует страховую сумму на момент страхования.

Чтобы разобраться с ситуацией, мы обратились к страховым юристам с таким вопросом: имеется автомобиль, который страхуется по КАСКО на три года. В конце этого срока машину угоняют.

Каковы перспективы использования положения закона об абандоне, чтобы получить ту страховую сумму, которая была установлена в момент страхования авто? И вот, что узнали:

Следовательно, страховым компаниям выгодно выплатить первоначальную стоимость груза, в добавок к этому получив право на груз.

Нарушение права

Страховые компании и суды по-своему трактуют условия абандона, что приводит к нарушению прав страхователя. Например, пострадавшей стороне отказывают в иске к лицу, причинившему вред.

Истец, попав в аварию, отказался передавать право собственности страховщику, хотя транспортное средство требовало существенного ремонта, цена которого превышала 70% от страховой стоимости. Возмещения от компании не хватило на полноценное восстановление, и владелец авто подал иск, требуя от виновника аварии выплатить недостающую сумму.

Судья встал на сторону ответчика, обосновав свое решение тем, что истец мог воспользоваться правом абандона и полностью покрыть расходы страховой суммой.

Данная позиция противоречит положениям гражданского законодательства, которые дают возможность физлицу воспользоваться указанным правом только по собственному желанию.

В судебной практике большинство решений принимаются в пользу клиента, однако возникают споры касательно размера возмещения, которое должно равняться указанной в договоре страховой сумме.

В некоторых ситуациях данная величина может уменьшаться пропорционально износу имущества, вследствие чего выплаты будут равняться страховой сумме за вычетом стоимости деталей транспортного средства, признанных годными.

В некоторых ситуациях данная величина может уменьшаться пропорционально износу имущества, вследствие чего выплаты будут равняться страховой сумме за вычетом стоимости деталей транспортного средства, признанных годными.

Закон об абандоне

На сегодняшний день понятие отказа от имущества закреплено в Федеральном Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Страхователь имеет полное право отказаться от принадлежащего ему на правах собственности имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в обмен на получение полной страховой суммы, исходя из норм пункта 5 статьи 10.

Учитывая это, на вопрос о том, в каком страховании часто применяется абандон, единственно правильным будет ответ, что Abandonment применим только при наличии у страхователя договора страхования имущества или автомобиля.

Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70.

Абандон

Абандон — широко распространённый термин, который активно применяется сфере страхования имущества за рубежом, где также и востребован в сегменте автомобильного страхования. Удобная для клиентов страховых компаний практика постепенно становится популярной и в России.

  1. Абандон в страховании это
  2. Абандон в транспортном страховании
  3. Абандон право или обязанность
  4. Заявление об абандоне
  5. Когда писать абандон

Абандон право или обязанность.

Почему для страховой компании так важен срок уведомления?

Обычно после наступления страхового случая представители страховой фирмы должны произвести расследование.

Это делается по нескольким причинам:

  • Нужно убедиться в том, что страховой случай настоящий и не был специально подстроен;
  • В некоторых случаях можно или исправить ущерб (например, вернуть угнанный автомобиль) или хотя бы уменьшить полученный страхователем ущерб.

Но применять его можно только до наступления окончательной страховой выплаты.

Абандон и свобода договора

[box type=”download”] Существует при абандоне и принцип свободного договора. Он заключается в том, что в силу этого самого принципа в договор о страховании можно включить какие угодно условия, если они не перечат закону. И вот тут уже есть различные детали, которые нужно предусматривать в первую очередь при подписании договора.[/box]

Если учитывать закон, касающийся самого устройства страховых дел, то там говорится, что страхователь может отказываться от собственных прав на абандон.

Это, в принципе, подтверждает визирование договора страхователем, где есть положение, согласно которому страховщик обязывается выдать сумму страховки в случае гибели предмета, при этом вычитается стоимость остатка.

Ведь физические и юридические лица имеют полное право сами распоряжаться гражданскими правами.

Однако, многие аргументы не являются действительными, так как не имеют законодательной основы. Более того, отказ граждан или юридических лиц от своих прав не подразумевает под собой прекращение этих самых прав, исключениями считаются лишь случаи, которые особо оговорены в законе.

Так получается, что в случае отказа от права на абандон, это право все равно остается за человеком, и он им может воспользоваться.

Ведь физические и юридические лица имеют полное право сами распоряжаться гражданскими правами.

Как подать заявление об абандоне

Перед использованием абандона выгодоприобретатель должен написать соответствующее заявление.

Составление такого документа осуществляется не позднее получения компенсации по страховому случаю (либо, в крайнем случае, после получения первой части положенного страхового возмещения).

Точные условия могут определяться разновидностью страхования. Например, морское страхование предоставляет право оформления абандона в течение 6 месяцев после наступления страхового случая.

Отправленное заявление невозможно отозвать, поскольку такой документ обладает безусловным характером. Согласно заключаемому договору, клиент в случае обнаружения потерянного имущества должен возвратить страховой компании сумму компенсации, за исключением стоимости реального ущерба, нанесенного материальному имуществу.

То есть когда ориентировочная стоимость ремонта составит более 30 реальной рыночной цены автомобиля.

Абандон в морском страховании

Термин «абандон» происходит от французского слова aban­don (отказ). Этому институту в Кодексе торгового морепла­вания (КТМ РФ) посвящено две статьи – 278 и 279.

При этом они, единственные из всех иных статей гл. XV Кодекса, ре­гулирующей договор морского страхования, включают в себя нормы, носящие императивный характер, т.е.

обяза­тельные к исполнению обеими сторонами договора мор­ского страхования.

Необходимо констатировать, что абандон достаточно слабо изучен с позиций теории страхового права и относительно редко служит предметом специального исследования циви­листов. Между тем в практике возникает множество слож­ностей. Настоящая статья является попыткой ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Понятие, условия и порядок заявления абандона

Следует отметить, что феде­ральный законодатель довольно детально урегулировал вопрос об основаниях абандона в мор­ском страховании. Он может быть заявлен в случае:

1) пропажи судна без вести;

2) уничтожения судна и (или) груза (полной фактической ги­бели);

3) экономической нецелесооб­разности восстановления или ре­монта судна (полной конструк­тивной гибели судна);

4) экономической нецелесооб­разности устранения поврежде­ний судна или доставки груза в порт назначения;

5) захвата судна или груза, за­страхованных от такой опасно­сти, если захват длится более чем шесть месяцев (и. 1 ст. 278 КТМ РФ).

Экономическая нецелесооб­разность ремонта судна или до­ставки груза в порт назначения принято называть конструктив­ной гибелью имущества (ст. 300 КТМ РФ).

В ст. 277 Кодекса называется еще одно основание для абандона – пропажа судна без вести, если последнее известие о нем полу­чено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не дока­жет, что судно погибло но истече­нии указанного срока.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://urist7.ru/drugoe/abandon-v-straxovanii.html
  • https://www.insur-portal.ru/dictionary/abandon
  • https://tyroperatordo.ru/v-kakom-strahovanii-chasto-primenjaetsja-abandon-v-2020-godu.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий