Уровень шума в автомобилях

 

Допустимый уровень шума. Приборы для измерения. Порядок измерения. Рейтинг авто по шумоизоляции: десятка лучших и худших. Методы борьбы с шумом. Мы протестировали три препарата, призванных уменьшить шум в салоне автомобиля, и три технологии нанесения. Результаты экспертизы - в таблице.

BMW X4


★ Продуманная конструкция кузова
Страна: Германия
Средняя цена: 3540000 руб.
Рейтинг (2021): 4.7

Шумоизоляция в этом баварском «красавце» достойна похвалы. Кроссовер, несмотря на всю свою мощь, пропускает в салон всего 59,2 дБ (А). Многое, конечно же, зависит от резины, но на этот автомобиль дешевые покрышки ставить никто не станет, поэтому комфортное нахождение в салоне все-таки больше заслуга производителя.

Надо сказать, что показатель шумности в салоне этого авто мало чем отличается от лидеров рейтинга – разницу удалось зафиксировать исключительно с помощью электронного шумомера. В отзывах владельцы BMW X4 довольны характеристиками автомобиля, в том числе и лучшей звукоизоляцией. Эффект от скрытых в нишах корпуса шумопоглотителей усиливается за счет тщательно подобранных материалов для внутренней обивки, плотного велюра на полу и таких же ковриков. Закрывая двери кроссовера, владелец и его пассажиры сразу почувствуют обособленность от окружающего мира, благодаря чему путешествие получается гораздо более приятным.

Источники звука

Природа шумов в автомобиле:

  • Структурные шумы, возникающие в твердой среде, например, в двигателе машины, стук кузова, работа вибрационных элементов и т.п.
  • Воздушные – звуковые эффекты, которые распространяются, соответственно, в воздухе (он является проводником). Они могут иметь различные частоты, даже самого широкого диапазона.

Помимо этого, источники можно разделить на:

  1. Первичные, которые проявляются за счет работы коробки передач, двигателя автомобиля, трения покрышек, звука выхлопной трубы и т.д.
  2. Вторичные, когда передаются вибрации деталей автомобиля, например, от дверей, пола, крыши, декоративных панелей и элементов салона, обшивки рукоятки КПП, металлических частей в машине.
Как узаконить изменения конструкции транспортного средства – чтобы не пришлось платить штрафы...

Каждое транспортное средство имеет свои индивидуальные особенности, поэтому измерять уровень шума нужно, чтобы понять его уровень и источник.

Операции измерения шума в автомобиле

Проводят измерения после того, как авто на последней передаче разгонится до 120 км/ч или до скорости равной 0,9 ×n, где n – номинальная скорость вращения коленвала. В случае если при скорости вращения 0,9 ×n транспортное средство едет быстрее 120 км/ч, нужно понизить передачу. Для четырех и более ступенчатой коробки, можно понижать до третьей скорости. В случае с трехскоростными коробками понижать можно до второй.

При достижении наименьшей допустимой скорости начинают проводить измерения. Такая скорость равна 0,45×n. Когда выбранная передача разгоняет автомобиль свыше 120 км/ч, начальную скорость считают 60 км/ч.

В автомобилях с коробкой автомат измерения начинают при достижении скорости 0,45×n. Основное условие при этом, чтобы скорость не превышала 60 км/ч. В случае если разогнавшись до скорости, равной 0,9 ×n произошло переключение передачи, начальная скорость будет равна половине скорости, во время которой произошло переключение.

Запрещается принудительное включение пониженной передачи.

В тот момент, когда автомобиль приблизился к начальной скорости, нужно резко надавить на педаль управления подачи топлива и удерживать ее, пока авто не разгонится до 0,9 ×n. Шум измеряется шумомером. Берется наибольшее показание.

Измерение проводят не менее трех раз во всех точках расположения микрофона. Результатом будет среднее, округленное до целого число. Окончательным результатом считается наибольшее показание шумомера, после измерения во всех необходимых точках. Полученный результат сверяем с данными в таблице.

НЕ ШУМИТЕ!

Америку мы не открыли: самое дешевое средство — аэрозоль — практически не повлияло на уровень шума. Разница в показателях «до» и «после» сопоставима с погрешностью измерений. Заметим, что препаратам «Элтранс» в этом номере вообще не везет (см. материал про «антидождь»), но это не чей-то злой умысел, а просто досадное совпадение. Густая мастика «АвтоNOL» раскрасит выходные новыми оттенками. Орудовать кистью под машиной неудобно, а добиться ровного покрытия с непривычки тяжело. Если же постараться, результат будет лучше, чем после применения аэрозоля. Хотя нужно иметь очень тонкий слух, чтобы почувствовать разницу.

А вот материал «PRIM Антишум», который наносится грунтовочным пистолетом, дает эффект — и его можно оценить не только шумомером, но и на слух. Так называемые вакуумированные микросферы с резиновой крошкой и прочими хитроумными компонентами ощутимо снижают уровень шума и вибраций в салоне автомобиля. На скорости 90 км/ч удалось выиграть почти 4 дБА, то есть автомобиль стал тише почти в два с половиной раза! Недостаток лишь один — дороговато. Да и самостоятельно такую работу провести трудно — придется обращаться к специалистам.

Бывалые, впрочем, говорят, что в автосалон ездить совсем не обязательно. Мол, любой гаражный умелец проведет такую работу за меньшие деньги — пистолеты и подъемники сегодня не в диковинку, а препарат можно раздобыть. Не будем с этим спорить. В любом случае важен результат: бороться с вредными «бациллами» можно! А помимо снижения уровня шума вас ждет бонус в виде антигравийной и антикоррозионной защиты кузова, а также его термоизоляции.

В общем, не шумите!

ЧТО ТАКОЕ ДЕЦИБЕЛ

Децибел (дБ) — безразмерная величина, предназначенная для выражения в логарифмическом масштабе отношения измеряемой и исходной величин. Используется при измерении значений, меняющихся в широком диапазоне: оперировать небольшими числами вроде 20, 30 или 100 куда проще, чем соотношениями 100, 1000 или 10 000 000 000.

Самый громкий звук отличается от самого тихого, который может уловить наш слух, на 130 дБ (в 10 000 000 000 000 раз). Шелест листвы — это примерно 15 дБ, офис с сотрудниками — около 60 дБ, мотоцикл — ориентировочно 85 дБ, а травматический порог — около 160 дБ.

Чувствительность уха сильно зависит от частоты звука. Поэтому в шумомерах вводят так называемую А‑коррекцию уровня звукового давления, что приближает результаты замеров к реальным ощущениям человека. Такой скорректированный уровень шума тоже измеряют в децибелах и обозначают дБА.

Разница в 3 дБА означает, что измеряемая величина отличается от базовой вдвое. В былые времена модно было сравнивать «Чайку» с «москвичами»: крутой лимузин был тише малолитражки примерно на 6 дБА!

Фото 1

Приборы для измерения шума

Чтобы измерять шум автомобиля, используют такие приборы:

  1. Шумомер. Он должен иметь свидетельство о том, что прошел проверку и зарегистрирован в Государственном реестре.
  2. Тахометр. Устройство, с помощью которого можно измерять частоту вращения коленчатого вала. Если автомобиль оборудован штатным тахометром, он также подойдет для измерения.
  3. Термометр. Применяется для измерения температуры окружающей среды.
  4. Рулетка.
  5. Секундомер.
  6. Угломер.

Рейтинг авто по шумоизоляции

Рассмотрим конкретные автомобили и их шумоизоляцию.

Топ 10 лучших

Из лучших по шумоизоляции можно вывести:

  1. Наилучшим автомобилем по уровню шума считается BMW 730d с показателем 62 дБ.
  2. Jaguar XJ.
  3. BMW Active Hybrid 7.
  4. VW Touareg.
  5. Audi Q7.
  6. Audi A8 шестая в рейтинге с показателем 64 дБ.
  7. BMW X6.
  8. Mercedes Benz R350.
  9. BMW 520d Touring.

Топ 10 худших

Наиболее низкие показатели шумоизоляции в автомобилях:

  1. На первом месте Lotus Exige cup 260, его уровень шума 86 дБ.
  2. 82 дБ у Tesla roadster.
  3. Нива 4х4.
  4. Porsche 911 Turbo cabriolet на четвертом месте, его показатель 80 дБ.
  5. Porsche 911 GT3.
  6. Lotus Evora.
  7. Audi R8 Spyder, показали 79 дБ.
  8. Renault Twingo.
  9. Porsche Cayman S с данными 78дБ.
  10. Citroen C5.

Кроссоверы с лучшей шумоизоляцией

Автомобили этого класса отличаются большими колесными арками, более мощным двигателем и, разумеется, большим размером кузова. При движении все эти факторы становятся причиной повышенного шума, который мог бы превратить любую поездку в неприятное путешествие, если бы не наличие шумоизоляции. В данной категории вашему вниманию представлены кроссоверы, имеющие самый тихий салон.

Седаны с лучшей шумоизоляцией

Традиционно седан считается самым популярным типом кузова в нашей стране, а его особенности позволяют сделать многое в плане акустической зашиты салона. Давайте посмотрим, в каких машинах данной категории присутствует хорошая шумоизоляция. И да, мы решили не включать в рейтинг седаны премиального уровня – практически все они обладают подобающими характеристиками. Мы заострили внимание на моделях, пользующихся повышенным спросом в России.

Volkswagen Passat

Трудно даже приблизительно подсчитать, сколько автомобилей модели Passat колесит по российским дорогам. Одно можно сказать уверенно – этот седан любим нашими соотечественниками за настоящее немецкое качество и надёжность. И даже владельцы дизельных версий отмечает хороший уровень шумоизоляции, независимо от года выпуска авто.

Что касается седана последней восьмой генерации, то здесь конструкторы поработали на славу, подняв акустическую защиту салоне на новые, недосягаемые ранее высоты.

Использование инновационных материалов с улучшенными характеристиками поглощения звука позволило довести уровень шумов в салоне при езде по дорогам с оживлённым движением до 61,8 дБА. А это комфорт автомобиля премиального уровня!

Skoda Octavia A7

Многие считают Skoda немецким клоном Volkswagen. Отчасти это так – линейки двигателей у них частично совпадают, трансмиссии – тоже. И всё же конструкторам из Млада-Болеслав предоставлены обширные полномочия с доступом к технологиям материнской фирмы. Итоги всем хорошо известны – бренд известен далеко за пределами Старого Света. Что касается Octavia A7, то здесь тишины в салоне удалось добиться не только благодаря обустройству качественного шумоизоляционного слоя – снижению внешних шумов способствует и продуманная конструкция силового блока, двигателя и трансмиссии.

При выполнении замеров показатель шумомера выдаёт средний результат на уровне 63,4 дБА, что и позволило седану попасть в наш список самых тихих автомобилей.

По мнению автовладельцев, самое слабое место модели – колёсные арки, поэтому при смене шин нужно учитывать этот фактор.

Audi A6

Замыкает рейтинг седанов с хорошей звукоизоляцией ещё одна немецкая модель. При тестировании на скорости 100 км/час показания шумомера не превышали отметки 68,0 дБА. Для примера, на Гранте уровень акустических шумов в салоне на такой же скорости будет примерно на 20 децибелл больше. Слагаемые успеха – использование качественных материалов, отличная аэродинамика машины и применение панелей внутри салона.

Мнение владельцев новых Audi A6 совпадает с приведённой выше оценкой – в салоне действительно очень тихо и комфортно, внешние шумы абсолютно не мешают разговорам водителя с пассажирами без использования повышенных тонов.

Фото 2

Допустимый уровень шума

Для оценки уровня шума нужно сверяться с показателями, указанными в ГОСТ. Данные представлены в децибелах, оформлены в виде таблицы испытанных образцов транспортных средств. Допустимое отклонение от нормы составляет 2 децибела.

Допустимые нормы звука в дБ:

  • Для грузовых и легковых транспортных средств – 78.
  • Грузовые авто для межгородского и международного движения – 80.

Такой стандарт действует на все автомобили, которые предназначены для передвижения по общим дорогам страны.

Порядок измерения шума в автомобиле

Перед тем как измерять шумовые показатели, необходимо подготовить автомобиль к испытанию.

Условия, которые нужно выполнить перед испытанием автомобиля:

  • Испытываемое транспортное средство должно быть исправное, отрегулированное, укомплектовано в соответствии с технической документацией конкретного автомобиля.
  • Шины должны быть без повреждений и не сношены больше чем на 30%. Давление должно соответствовать нормам завода изготовителя.
  • До испытаний допускается автомобиль без дополнительной нагрузки.
  • Испытание проводят на двигателях, прогретых до необходимой температуры.
  • Во время проведения испытаний окна, люки и все вентиляционные отверстия не должны быть открыты.
  • Автомобили комплектованы специализированным оборудованием, которое работает при движении автомобиля, оно должно оставаться включенным.
  • Все регулируемые посадочные места должны находиться в среднем положении.
  • При испытании в салоне должно быть два человека. В салоне не должно быть никаких посторонних предметов.
  • Испытание проводят на чистой, прямой дороге с гладким покрытием и в сухую погоду.

После выполнения всех подготовительных мер можно приступать к измерению уровня звука. Применяются три варианта испытания.

  1. при максимальном разгоне авто;
  2. во время передвижению на средней скорости;
  3. на нейтральной передаче.

Мы испытали три способа и три технологии, призванные снизить уровень шума в салоне автомобиля. Что эффективнее: баллончики с антишумным препаратом, старая добрая мастика или обработка кузова в специализированном сервисном центре, оборудованном компрессорами и грунтовочными пистолетами? Что важнее: правильное средство или технология его применения?

Мы испытали три способа и три технологии, призванные снизить уровень шума в салоне автомобиля. Что эффективнее: баллончики с антишумным препаратом, старая добрая мастика или обработка кузова в специализированном сервисном центре, оборудованном компрессорами и грунтовочными пистолетами? Что важнее: правильное средство или технология его применения? Боремся с шумом в салоне автомобиля: победить бациллы децибелов

Какие приборы используются

Для измерительных процедур используются различные приборы и приспособления по отдельности и в совокупности:

  • Шумомер первого и второго классав соответствии с Государственным стандартом. Сведения о данном приборе должны быть внесены в специальный реестр. А также, шумомер обязан иметь информацию об актуальной поверке.
  • Тахометр. Он нужен для того, чтобы измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя. При этом берется промежуток от 0 до 6 тысяч оборотовв минуту. Допускаетсянебольшая погрешность в расчетах в 2,5% в большую и меньшую сторону от максимального показателя на шкале. Если нет тахометра, то можно использовать и штатный прибор в машине с такой же функцией.
  • Термометр. Его назначение известно всем – это измерение температуры. В случае с шумом, объектом измерения является окружающий воздух от -15 градусов до +45 с погрешностью2,5%.
  • Рулетка для измерения длины.
  • Угломер (возможна погрешность +/- 2 градуса).
  • Секундомер.
Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД – за нарушения положен штраф?

Есть ряд требований, которые нужно соблюдать при измерении шума указанными приборами:

  1. Автомобиль должен стоять неподвижно.
  2. Температура машины должна быть рабочей. Это означает, что при необходимости его нужно прогреть до рекомендуемого производителем показателя. Если узнать его невозможно, то нужно достичь значения для моторного масла (охлаждающей жидкости) в 60 градусов и более.
  3. Перед измерением стоит проверить по инструкции возможность приборов измерять при определенных погодных условиях.
  4. Площадка для испытаний по ГОСТу должна быть с твердым покрытием без снежного покрова.
  5. Микрофон необходимо установить на 3 метра дальше от тех объектов, которые отражают шум. Предварительные измерительные процедуры в закрытом пространстве можно проводить и на расстоянии 1,5 метра. Если есть превышения по полученным результатам, то стоит переместиться на открытую местность.
  6. Шум ветра, а также звуки окружающей среды должны быть меньше на 10 дБА уровня исследуемого шума.
Теперь пройти техосмотр можно не только в СТО при ГАИ – как их найти?

При соблюдении таких правил можно получить достоверные результаты измерений.

Госстандарт (САНПИН)

На сегодняшний день действует государственный стандарт ГОСТ Р 52231-2004 (в редакции Изменения № 1, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от № 247-ст). Именно в этом документе можно найти информацию о контрольных значениях шума (дБА – децибел акустический):

Правый руль – запретить нельзя разрешить?

Необходимо помнить, что в соответствии с действующим Госстандартом уровень шума не может быть выше на 5 дБА того показателя, который получен при заводских испытаниях в целях сертификации. Бывает и так, что на проверках значение получается больше регламентированного. При таких обстоятельствах допустимый уровень шума устанавливается ГОСТом.

Если же нет возможности провести контрольные измерения, то должны применяться данные из таблицы, которые нельзя превышать.

Кто проводит

Замер уровня шума для определенных целей должен быть документально оформлен. Чаще всего требуется проведение экспертных исследований. Такими полномочиями обладают частные компании и специально обученные замерщики.

Если у них имеются поверенные и зарегистрированные приборы (шумомеры, тахометры и т.д.), то отчет о проделанной работе будет достоверным и точным. Его можно беспрепятственно предъявить по месту требования.

Если у владельца авто есть необходимые гаджеты и имеются знания процедуры, то для личных целей можно и самому провести измерения.

По общему правилу, шум измеряется на заводских испытаниях перед выпуском машины на продажу.
Фото 3

О рейтинге

Даже если вы не планируете покупку нового авто в обозримом будущем, даже если шумоизоляция для вас – далеко не самый важный критерий, ознакомиться с этой темой нужно хотя бы для самообразования.

Понятно, что полностью изолировать салон от проникновения звуков извне – задача нереальная. Да, это в принципе осуществимо, но цена подобного технического решения будет слишком высока. Поэтому автопроизводители вынуждены идти на компромиссы, стараясь по максимуму снизить шумовую нагрузку в салоне не в ущерб остальным характеристикам транспортного средства.

В обычном автомобиле шумовой фон на загруженной транспортом магистрали составляет порядка 80-85 дБА. Это немногим тише работы бензопилы. Понятно, что если провести в такой обстановке несколько часов, это неизбежно скажется на состоянии водителя: у него снизится внимание, возникнет состояние раздражительности, накопится усталость. Все эти факторы оказывают самое непосредственное влияние на безопасность дорожного движения. Шумоизоляция салона как раз и направлена на то, чтобы снизить уровень шума, и при составлении рейтинга показания шумомера принимались во внимание в первую очередь. Вторым важным критерием были оценки автовладельцев, и чтобы составить более-менее объективную картину, пришлось хорошенько потрудиться, дабы набрать достаточное количество оценок с точки зрения статистики. Рейтинг разбит на три категории автомобилей, самых распространённых в любом крупном городе, – кроссоверы, седаны и малолитражные авто.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://markakachestva.ru/rating-of/2191-avtomobili-s-luchshej-shumoizoljaciej.html
  • https://avtozakony.com/info/izmerenie-shuma-v-avtomobile
  • https://advicelawyer.ru/avtomobil/shumoizoljacija/shum-v-avto.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/702554-umenshaem-shum-v-salone-avtomobilya/
  • https://rating-avto.ru/cars/rejting-avtomobilej-s-luchshej-shumoizolyacziej.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий