Система образования во франции кратко

 

Система образования и обучение во Франции. Можно ли учиться бесплатно, нужно ли знать французский, какие есть требования для поступления. Образовательная система Франции в 2022 году: дошкольное, школьное, среднее и высшее образование. В чём особенности обучения во Франции и что оно предлагает иностранным учащимся.

Структура и особенности французского образования: отзывы иностранцев

Французская система образования состоит из четырёх уровней:

  • подготовительный — до 6 лет:
  • начальный — с 6 до 11 лет;
  • средний — с 11 до 16 (18) лет;
  • высший — от 18 лет.

Детский сад

К подготовительному этапу относится посещение детского сада, что не является обязательным. Тем не менее большинство французских детей его посещает. В детском саду делается упор на самовыражение, развитие творческих способностей ребёнка, воспитание навыков ухода за собой. В старшей группе детей учат счёту и письму, иногда чтению, а также другим умениям, которые пригодятся им в начальной школе.

Дошкольным образованием во Франции занимаются учреждения L’école maternelle (детские сады)

Начальная школа

К начальной школе относятся 5 классов, первый из которых является подготовительным. Перед школьниками ставится задача овладения речью, письмом и базовыми математическими знаниями. Большое внимание уделяется развитию коммуникационных навыков, познанию мира и творческим дисциплинам.

Уровень средней школы

К этапу средней школы относятся два образовательных уровня: колледж и лицей.

Обучение в колледже

После окончания начальной школы учащиеся переходят в колледж. Обучение здесь длится 4 года: с 6-го по 3-й классы в обратном порядке, то есть 3-й класс является выпускным. Программа колледжа разбита на три цикла:

  • адаптационный (6-й класс), в течение которого закрепляются знания начальной школы и добавляется первый иностранный язык;
  • центральный (4-й и 5-й классы), когда ученики начинают изучать химию и физику, латинский язык (по желанию) и ещё один иностранный язык (обязательно);
  • цикл профессиональной ориентации (3-й класс), когда осуществляется подготовка к выбору дальнейшего направления образования.

В третьем классе колледжа французские ученики сдают экзамен на диплом Breved des Сollège. Далее, вне зависимости от результатов экзамена, они переходят на следующую ступень образования — в лицей.

Лицей

Во Франции существует три типа лицеев: общий, технологический и профессиональный (в том числе центры подготовки подмастерьев CFA). Первые два являются подготовительным этапом полного высшего образования. Учёба в заведениях этих типов длится три года. Оканчивая общий или технологический лицей, учащиеся сдают экзамен БАК на получение диплома бакалавра.

Обучение в профессиональном лицее может длиться два или три года. Первый вариант выбирают те из учащихся, кто изначально не ставит себе целью поступать в университет. Выпускники этого заведения получают сертификат CAP или свидетельство Brevet Professionnelle, подтверждающие их профессиональную подготовку. Далее они могут устраиваться на работу по специальности. Те, кто выбрал трёхлетнее обучение в профессиональном лицее, сдают БАК и получают диплом профессионального бакалавра.

Важно! Бакалавр во французской и российской системах образования — различные в корне понятия. Во Франции так называют степень (диплом), которую получают сдавшие заключительный экзамен студенты при выпуске из лицея.

Видео: школьное французское образование

Высшее образование

К учебным заведениям, в которых можно получить высшее образование, во Франции относятся университеты и высшие школы. Последние подразделяются на общие и специализированные. В государственные университеты студенты (французские и иностранные) зачисляются на основе поданных документов, реже — собеседования. Иностранцам нужно подтвердить высокий уровень владение языком. Более никаких экзаменов сдавать не требуется.

В высшие школы существует серьёзный конкурсный отбор. Сразу после окончания школы (лицея) поступить в учебное заведение этого типа нельзя — этому предшествует подготовительный курс длительностью 1–2 года либо несколько лет учёбы в университете. Записаться на подготовительное отделение высшей школы имеет право выпускник лицея, сдавший экзамен БАК как минимум на 15 баллов из 20. В российской образовательной системе это можно приравнять к получению золотой медали.

Считается, что высшая школа даёт более престижное образование, нежели университет. Здесь готовят самых квалифицированных и востребованных специалистов экономической, инженерной, управленческой, педагогической, культурной, военной и некоторых других сфер. Эти небольшие заведения набирают ежегодно порядка 30–50 студентов и часто имеют ограничения для иностранцев — им могут быть доступны лишь некоторые программы.

Сорбонна — одно из старейших учебных заведений Европы

Система дипломов

Во французских вузах существует три образовательных уровня: L (Licence), M (Master) и D (Doctorat). От их наименования система дипломов получила название LMD.

Обучение по программе Licence длится три года — L1, L2 и L3. Оконченный Licence соответствует российской степени бакалавра. Этот уровень относится к короткой программе высшего образования. Кроме Licence при сокращённом сроке обучения во Франции можно получить:

  • технологический диплом университета (DUT);
  • университетский диплом высшего технического образования (DEUST);
  • свидетельство о высшем техническом образовании по сокращённой программе (BTS), которое выдаётся специальными отделениями при лицеях (STS) после двух лет дополнительного обучения.

Уровень M1, то есть один год обучения по программе Master, соответствует российской степени специалиста, а уровень M2 — магистра. После окончания уровня M2 выдаётся диплом о законченном высшем образовании.

Уровень обучения D соответствует российской аспирантуре. Длительность обучения здесь составляет 3–4 года — жёстких рамок нет.

Система французского образования состоит из нескольких ступеней

Профессиональное обучение во Франции

Короткий цикл технического образования

Главной целью короткого цикла технического образования является подготовка инженеров, которые смогут осуществлять профессиональную деятельность в промышленной либо сельскохозяйственной сфере или служащих высокого уровня, которые смогут работать на производстве и сфере услуг (туризм, торговля, транспорт, бытовые услуги).

Существует два типа обучения, ведущие к двум отдельным дипломам: сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.) и диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.).

Сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.)

Подготовка к сдаче экзаменов на получение сертификата о высшем техническом образовании проводится в отделениях высшего технического образования при лицеях, в центрах подготовки подмастерий (Ц.П.П.), в профтехучилищах либо в учреждениях дистанционного образования.

Данный тип высшего образования доступен только после получения учебной степени бакалавра либо его эквивалента и представляет собой специализированное образование.

Оно сопровождается одной либо несколькими стажировками на предприятиях и позволяет получить диплом профессионального обучения за два года. Занятия могут организовываться: в форме начального образования, при полном рабочем дне, сроком 2 года либо в форме производственного обучения или же в форме непрерывного обучения.

В начале 2010 учебного года, насчитывалось свыше 96 различных специальностей сертификата о высшем техническом образовании, распределенных в четырех секторах: обслуживания; промышленном; медработников без медицинского образования; прикладных искусств.

Владельцы сертификатов о высшем техническом образовании имеют право:

  • Полноценно заниматься профессиональной деятельностью, так как сертификат о высшем техническом образовании позволяет выполнять задачи по руководству в качестве помощника инженера или начальника отдела;
  • Продолжить обучение, при условии прохождения процедуры естественного отбора (изучение личного дела, экзамен, собеседование) позволяющей получить допуск в определённые школы инженеров, приобрести эквивалент первого года общеуниверситетского курса, дабы продолжить обучение в университете, перейти к циклу обучения лисанс в области профессиональной деятельности в сфере, совместимой со сферой полученного диплома, либо быть допущенным к учебе в профессиональном университетском институте (П.У.И.). Как правило, более 33,5 % студентов продолжают обучение после получения Диплома о высшем техническом образовании.

Диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.)

Диплом об университетском технологическом образовании в полной мере соответствует профессионализированному обучению в течение двух лет, доступному лишь после получения учебной степени бакалавра либо её эквивалента.

После получения степени бакалавра или ее эквивалента, либо после подтверждения предыдущих этапов обучения, профессионального опыта или личного опыта, обучение может организовываться по принципу начального образования, при полном рабочем дне, сроком в четыре семестра либо в форме производственного обучения или же в форме непрерывного обучения. Примерно 115 Университетских технологических институтов (У.Т.И.) при университетах, обеспечивают обучение, ведущее к получению Д.У.Т.О.

Дабы позволить Д.У.Т.О. качественно вписаться в стандарты европейского пространства высшего образования, было осуществлено обновление государственных педагогических программ. Образование обеспечивается по 24 основным специальностям, среди которых:

  • 15, относящиеся к сфере производства (наука о материалах, инженерное дело в области механики и автоматизированного производства и т. д.);
  • 9, относящиеся к сфере услуг (технологии информации коммуникации, управление организациями и предприятиями и т. д.).

Совокупность этапов, ведущих к получению диплома об университетском технологическом образовании, состоит из основной части, которая гарантирует приобретение базовых компетенций технологического обучения, и дополнительных (факультативных) учебных модулей, предназначенных дополнять знания студента, в зависимости от того, желает ли он приступить к профессиональной деятельности или продолжить обучение на последующих этапах получения высшего образования.

В государственных педагогических программах, в качестве стандарта, общего для всех специальностей, существует также так называемый личный и профессиональный проект. Этот проект фактически представляет собой значительную работу, которая должна позволить студенту получить точное представление о профессиях выбранной специальности и личных качествах, которые требуются для реализации данного вида деятельности.

После получения диплома о технологическом образовании, его обладатель в праве:

  • Приступить к профессиональной деятельности, та как полученное образование готовит к осуществлению функций технического и профессионального руководства в определённых сферах производства, прикладных исследований и услуг;
  • Продолжить учёбы, при условии прохождения процедуры естественного отбора (изучение личного дела, экзамен, собеседование) позволяющей получить допуск в некоторые школы инженеров, перейти к циклу обучения лисанс либо лисанс в области профессиональной деятельности в сфере, совместимой со сферой полученного диплома, или быть допущенным к обучению в профессиональных университетских институтах (П.У.И.), либо же продолжить подготовку к получению Национальной степени специалиста по техническим наукам (Н.С.С.Т.Н.) за один год.

Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности

Подтверждением степени лисанс в сфере профессиональной деятельности является дипломом уровня бакалавр + 3, созданным в ноябре 1999. Отличие данного диплома заключается в способе его разработки, основанном на сотрудничестве между университетами, другими образовательными учреждениями, предприятиями и профессиональными сферами.

Образование, позволяющее осуществление профессиональной деятельности

Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности отвечает европейским обязательствам, которые предусматривают курс лисанс, отвечающий потребностям рынка труда в Европе, а также появлению новых рабочих квалификаций, между уровнем инженер и уровнем высококвалифицированный инженер-управленец.

Учебный процесс для получения степени лисанс в сфере профессиональной деятельности длится на протяжении одного года (либо двух семестров). Чтобы получить доступ к данному типу образования, студенты должны предоставить:

  • Либо государственный диплом, подтверждающий учёбу в течение двух лет в рамках высшего образования, в сфере, совместимой со сферой соответствующей степени лисанс,
  • Либо подтверждение предыдущих этапов обучения, профессионального опыта или личного опыта.

Широкий спектр специальностей во всех профессиональных сферах

1 438 типов степени лисанс в сфере профессиональной деятельности, созданные в совокупности университетов, покрывают достаточно широкий спектр профессиональных направлений: область сельскохозяйственной или промышленной продукции, сфера общественных и бытовых услуг. Они объединены 46-ю государственными наименованиями, отвечающими производственной сфере, перерабатывающей промышленности и сфере услуг.

Прием студентов, получивших разное образование

На первоначальном этапе образования учеба открыта для широкой публике. Наличие различных программ позволяет молодым людям, имеющим разное образование, получить одинаковую квалификацию.

Обладатели сертификата о высшем техническом образовании или диплома об университетском технологическом образовании могут получить, таким образом, более высокий квалификационный уровень, являющийся продолжением предшествующих этапов обучения, а обладатели диплома общего университетского неспециализированного образования могут в короткие сроки получить диплом, способствующий началу профессиональной деятельности.

Образование также открывает возможности для повышения квалификации и предоставляет, таким образом, специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность, возможность развивать карьеру.

Методика преподавания, отвечающая требованиям профессиональной подготовки

На протяжении учебного года обучение включает теоретические и практические уроки, обучение методам работы и работе с инструментами, стажировку в профессиональной среде от 3 до 4 месяцев и реализацию проекта под руководством специалиста.

Методика работы предлагает широкие возможности для развития инициативы студента и его самостоятельной работы, способствующих применению приобретенных знаний и компетенций.

По результатам осуществления стажировки и проекта под руководством специалиста предполагается устная защита и написание реферата. Часть занятий проводится специалистами, которые в полной мере принимают участие в учебном процессе.

Степень Мастер в профессиональной деятельности

В рамках новой организации французских университетских дипломов, после получения степени лисанс либо лисанс в профессиональной сфере студенты имеют право претендовать на получение диплома Мастер в профессиональной сфере или Мастер в исследовательской сфере.

Мастер в профессиональной сфере заменяет диплом магистра (один год), за которым следует диплом о высшем специальном образовании (Д.В.С.О.). Это профессиональный диплом, который предоставляет возможность получить профессиональную специализацию либо дополнительную специальность.

Подготовка к получению нового диплома Мастер длится в течении 2 лет (4 семестра) после получения степени лисанс. Как правило, она имеет организацию по годам: M1 (Мастер 1-го года) и M2 (Мастер 2-го года). Зачисление на обучение для получения степени Мастер в профессиональной сфере проходит на основании конкурса личного досье и результатов собеседования в пределах наличия свободных мест.

Профессионализированные университетские институты (П.У.И.)

Созданные в 1992 году дабы отвечать специфическим потребностям предприятий, Профессионализированные Университетские Институты (П.У.И.) были предназначены прежде всего для подготовки на протяжении 3 лет кадров, занимающих временные (промежуточные) должности между должностями техника высшей квалификации и инженера либо руководителя старшего звена.

Сейчас программы обучения П.У.И. находят свое место в рамках реформы европейского пространства высшего образования на уровне степени Мастер. Зачисление студентов для подготовки к получению диплома Мастер проводится после получения 180 европейских кредитов.

Программа третьего года лисанс (Л3) может, при необходимости, быть организована образовательными учреждениями для подготовки к продолжению обучения для получения степени Мастер, к которому относится П.У.И.

Классы подготовки к учебе в Высших школах (подготовительные классы)

Основной целью подготовительных классов является повышение уровня знаний бакалавров в различных учебных направлениях для того, чтобы они могли продолжить своё обучение в специализированных высших учебных заведениях в гуманитарных, экономических, коммерческих и научных областях.

Каждая из этих образовательных отраслей разделяется на несколько направлений. В сотрудничестве с высшими учебными заведениями Франции для каждого направления создана отдельная государственная программа обучения.

Полученные знания оцениваются при помощи конкурсов, проводимых высшими учебными заведениями. Лица, несумевшие поступить в высшую школу, могут продолжить своё обучение на этапе подготовки к получению степени лисанс в университете, при условии получения эквивалента либо, в зависимости от типа подготовительных классов, в других школах (школа журналистики, институт политических наук и т. д.). Подготовительные курсы разделяются на три категории.

Экономические и коммерческие подготовительные классы

Экономические и коммерческие подготовительные классы готовят к участию в конкурсах высших коммерческих школ и школ управления, а также Высшей Школы Кашан.

Студентам предлагается для прохождения поливалентная программа: экономика, математика, история, современные иностранные языки, общая культура. Существует три направления: научное, экономическое, технологическое.

Гуманитарные подготовительные классы

Гуманитарные подготовительные классы готовят к участию в конкурсах Высших школ, Национальной Школы Хартий, высших коммерческих школ и школ управления, институтов политических знаний.

Существует два направления: "Литература" (в программе: французский язык, современные иностранные языки, древние языки для класса, история, философия, а также классическая филология) и Общественные науки (в программе: современный иностранный язык, экономка, математика, философия и социология).

К тому же, многочисленные гуманитарные подготовительные классы предлагают для прохождения факультативную дисциплину (политические науки), которая позволяет продуктивно подготовиться к вступительным экзаменам в институты политических наук.

Высшие учебные заведения управления и торговли также открывают свои двери ученикам гуманитарных подготовительных классов: для них существует специальный конкурс Гуманитарные науки.

Научные подготовительные классы

Научные подготовительные классы готовят к участию в конкурсах школ инженеров, Высших нормальных школ и ветеринарных национальных школ. Классы предлагают:

  • Три направления во время первого года обучения: М.Ф.И.Н. (физика, математика и инженерные науки); Ф.Х.И.Н. (химия, физика, инженерные науки); Ф.Т.И.Н. (технология, физика, инженерные науки);
  • Четыре направления во время второго года обучения: М.Ф. (математика, физика); Ф.Х. (физика, химия); Ф.Т. (физика, технология); Ф.И.Н. (физика, инженерные науки).

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://evroportal.ru/obuchenie-za-rubezhom/uchyoba-vo-frantsii-sistema-obrazovaniya/
  • https://www.vparis.net/vysshee-obrazovanie-vo-frantsii/sistema-vysshego-obrazovaniya-frantsii.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий