В статье говорится о том, как оформить ДТП без европротокола, как действовать водителю после ДТП, когда надо оформлять европротокол. Казалось бы, что сложного в оформлении ДТП по Европротоколу, но есть важные нюансы, не учтя которые вам могут отказать в выплате и признать ваш Европротокол недействительным, что еже делать, чтобы избежать таких ситуаций читайте в нашей статье
Содержание
Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу
Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2022 году судебной практики.
В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:
- вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
- далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
- осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
- договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
- однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.
И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.
Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты. Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника. Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.
О чём, собственно, речь?
До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим. В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе. Речь идёт о ППВС №2 от 2022 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.
Вы и в 2022 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2022 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.
Но даже без мнения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10, а в ней часть 5, которую немного переформулируют в отношении извещения о ДТП многие суды. Речь идёт о разумности действий лиц при правоотношениях.
И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:
Пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданских правоотношений, следовательно, предполагается, что при заключении сделки стороны имеют чёткое представление о наступающих последствиях.
Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.
Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.
Но всё же поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол при ДТП, если суммы выплаты оказалось недостаточно. И приводим Определение Конституционного суда №117-О от 2022 года, в котором судьи указали следующее.
...оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путём заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов.
Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.
То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.
Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.
Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.
Как оформить европротокол
- Проверяем, все ли условия выполнены
- Совет экспертов: где взять бланк европротокола?
- Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале
- Пункты 6—9. Представление сторон
- Совет экспертов: и за себя, и за того парня
- Пункты 10—13: рисуй, отмечай
- Совет экспертов: делайте фото
- Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете
- Лимит в 800 евро — на что его хватит?
- Совет экспертов: внимательнее с транзитами
- Дышите ровно, это не страшно
- Пять фактов о европротоколе
Пункты 6—9. Представление сторон
Далее заполняются данные о каждом участнике ДТП симметрично в цветных полях бланка — синем и желтом. Нет большой разницы, кто где — определитесь сами. Главное, чтобы данные и схема происшествия соответствовали друг другу.
Пункт 6: «Собственник транспортного средства»
Вписывается фамилия, имя и отчество физического лица или же полное наименование юридического лица — собственника транспортного средства, место жительства, а также контактные данные. Проще всего переписать все необходимое из свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть из техпаспорта.
Пункт 7: «Транспортное средство»
Вписываем сюда марку и модель, номер с регистрационного знака. Лучше свериться со свидетельством о регистрации транспортного средства либо со страховым свидетельством. Не забываем, что данные заполняются в симметричных полях об обоих транспортных средствах.
Пункт 8: «Страховщик»
То есть страховая компания, с которой заключен договор страхования. Берем страховое свидетельство и переписываем оттуда необходимые данные, в том числе срок действия договора.
— Обязательно проверьте срок действия страховки, а также то, уплачена ли вторая часть взноса, — призывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Договор страхования, как многие знают, может быть заключен на разные периоды: от одного месяца до одного года. В случае заключения договора сроком на один год, страхователю предоставляется право произвести оплату в два этапа: первый — при заключении договора, второй — в последующие полгода. Если за это время вторая часть не уплачивается, договор считается автоматически прекращенным, и продлить его уже нельзя. В таком случае европротокол составляться не может — следует вызывать ГАИ.
Нужно внимательно изучить страховой договор: вверху, в первом пункте, указан период его действия, а внизу на обратной стороне, если оплата разбита на два этапа, должна быть отметка об уплате второй части взноса, если время для этого уже подошло. Также к договору может быть приложена квитанция об уплате второй части, с указанием номера страховки, суммы и даты внесения. Нельзя оплатить страховку задним числом, если положенный срок уже вышел — договор все равно будет считаться недействительным.
К слову, с недавних пор в Беларуси действует электронный договор страхователя: лично посещать страховщика не обязательно, с любым из страховщиков договор можно оформить в электронном виде.
Проверить наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию — кликайте.
Пункт 9: «Водитель»
Тоже ничего сложного: берем водительское удостоверение и переписываем оттуда данные. Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, то есть о человеке, который управлял транспортным средством в момент ДТП, а не о собственнике этого транспортного средства.
— Как и в случае со страховкой, нужно проверить срок действия водительского удостоверения. Если срок истек — европротокол заполнять нельзя, вызывайте ГАИ, — комментирует Владимир Аксельрод. — В случае с правами советского образца (где нет срока действия), в соответствующей графе следует поставить прочерк.
Случается, что водитель забывает поменять права после окончания срока действия либо вовсе не отслеживает этот период. Между тем человек с просроченным водительским удостоверением — это, по сути, водитель без прав, учтите это. И европротокол не составишь, и прибывший сотрудник ГАИ привлечет к ответственности еще и за это.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://tonkostiosago.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/mozhno-li-obzhalovat-i-otmenit-evroprotokol-posle-dtp-esli-ne-vinovny
- https://auto.onliner.by/2020/03/06/prosto