Если европротокол составлен неправильно что делать

 

В статье говорится о том, как оформить ДТП без европротокола, как действовать водителю после ДТП, когда надо оформлять европротокол. Казалось бы, что сложного в оформлении ДТП по Европротоколу, но есть важные нюансы, не учтя которые вам могут отказать в выплате и признать ваш Европротокол недействительным, что еже делать, чтобы избежать таких ситуаций читайте в нашей статье

Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу

Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2022 году судебной практики.

В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:

  1. вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
  2. далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
  3. осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
  4. договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
  5. однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.

И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.

Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты. Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника. Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.

О чём, собственно, речь?

До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим. В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе. Речь идёт о ППВС №2 от 2022 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

Вы и в 2022 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2022 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.

Но даже без мнения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10, а в ней часть 5, которую немного переформулируют в отношении извещения о ДТП многие суды. Речь идёт о разумности действий лиц при правоотношениях.

И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:

Пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданских правоотношений, следовательно, предполагается, что при заключении сделки стороны имеют чёткое представление о наступающих последствиях.

Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.

Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.

Но всё же поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол при ДТП, если суммы выплаты оказалось недостаточно. И приводим Определение Конституционного суда №117-О от 2022 года, в котором судьи указали следующее.

...оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путём заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов.

Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.

То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.

Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.

Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.

Как оформить европротокол

  • Проверяем, все ли условия выполнены
  • Совет экспертов: где взять бланк европротокола?
  • Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале
  • Пункты 6—9. Представление сторон
  • Совет экспертов: и за себя, и за того парня
  • Пункты 10—13: рисуй, отмечай
  • Совет экспертов: делайте фото
  • Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете
  • Лимит в 800 евро — на что его хватит?
  • Совет экспертов: внимательнее с транзитами
  • Дышите ровно, это не страшно
  • Пять фактов о европротоколе

Пункты 6—9. Представление сторон

Далее заполняются данные о каждом участнике ДТП симметрично в цветных полях бланка — синем и желтом. Нет большой разницы, кто где — определитесь сами. Главное, чтобы данные и схема происшествия соответствовали друг другу.

Пункт 6: «Собственник транспортного средства»

Вписывается фамилия, имя и отчество физического лица или же полное наименование юридического лица — собственника транспортного средства, место жительства, а также контактные данные. Проще всего переписать все необходимое из свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть из техпаспорта.

Пункт 7: «Транспортное средство»

Вписываем сюда марку и модель, номер с регистрационного знака. Лучше свериться со свидетельством о регистрации транспортного средства либо со страховым свидетельством. Не забываем, что данные заполняются в симметричных полях об обоих транспортных средствах.

Пункт 8: «Страховщик»

То есть страховая компания, с которой заключен договор страхования. Берем страховое свидетельство и переписываем оттуда необходимые данные, в том числе срок действия договора.

— Обязательно проверьте срок действия страховки, а также то, уплачена ли вторая часть взноса, — призывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Договор страхования, как многие знают, может быть заключен на разные периоды: от одного месяца до одного года. В случае заключения договора сроком на один год, страхователю предоставляется право произвести оплату в два этапа: первый — при заключении договора, второй — в последующие полгода. Если за это время вторая часть не уплачивается, договор считается автоматически прекращенным, и продлить его уже нельзя. В таком случае европротокол составляться не может — следует вызывать ГАИ.

Нужно внимательно изучить страховой договор: вверху, в первом пункте, указан период его действия, а внизу на обратной стороне, если оплата разбита на два этапа, должна быть отметка об уплате второй части взноса, если время для этого уже подошло. Также к договору может быть приложена квитанция об уплате второй части, с указанием номера страховки, суммы и даты внесения. Нельзя оплатить страховку задним числом, если положенный срок уже вышел — договор все равно будет считаться недействительным.

К слову, с недавних пор в Беларуси действует электронный договор страхователя: лично посещать страховщика не обязательно, с любым из страховщиков договор можно оформить в электронном виде.

Проверить наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию — кликайте.

Пункт 9: «Водитель»

Тоже ничего сложного: берем водительское удостоверение и переписываем оттуда данные. Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, то есть о человеке, который управлял транспортным средством в момент ДТП, а не о собственнике этого транспортного средства.

— Как и в случае со страховкой, нужно проверить срок действия водительского удостоверения. Если срок истек — европротокол заполнять нельзя, вызывайте ГАИ, — комментирует Владимир Аксельрод. — В случае с правами советского образца (где нет срока действия), в соответствующей графе следует поставить прочерк.

Случается, что водитель забывает поменять права после окончания срока действия либо вовсе не отслеживает этот период. Между тем человек с просроченным водительским удостоверением — это, по сути, водитель без прав, учтите это. И европротокол не составишь, и прибывший сотрудник ГАИ привлечет к ответственности еще и за это.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://tonkostiosago.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/mozhno-li-obzhalovat-i-otmenit-evroprotokol-posle-dtp-esli-ne-vinovny
  • https://auto.onliner.by/2020/03/06/prosto
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий