Цифровой тахограф с блоком скзи

 

Статья в блоге воронежской компании САМИТ об отличиях цифрового тахографа российского стандарта с блоком СКЗИ от тахографа без него, о размерах штрафов за отсутствие этого блока. Рассмотрим основные особенности цифровых тахографов с блоком скзи

Что собой представляют тахографы с блоком СКЗИ

СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации и это особая программа, которая способна зашифровывать информацию, а так же защищать её. В результате этого допуск к информации будет ограниченным. Такой блок имеет два основных назначения:
  • 1) Шифрование и защита информации на цифровом тахографе.
  • 2) Проверка цифровой подписи и её идентификация.

Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!

Данный блок имеет форму небольшой коробочки, у которой есть выход для антенны. Вставляется данный блок прямо в цифровые тахографы скзи, которые допущены к эксплуатации. Потом, с блоками нельзя проводить никаких манипуляций и операций без специального допуска ФСБ, иначе будет иметь место нарушение закона. В СКЗИ входят следующие детали: контроллер управления, процессор, часы, источник резервного питания, акселерометр, карта памяти и приёмник для системы ГЛОНАС.


Конструкция блока

Конструктивно блок тахометра выполнен в виде небольшой коробки с разъемом для навигационной антенны. Любой сертифицированный цифровой тахограф может соединяться с блоком СКЗИ. Стоит отметить, что производить какие-либо действия с этим блоком без соответствующей лицензии запрещено законом. Блок тахографа состоит из:

  1. контроллера управления;
  2. процессора криптографического типа;
  3. интегрированных синхронизированных часов;
  4. приёмник глонасс;
  5. запасной источника питания;
  6. микросхемы памяти;
  7. акселерометра.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2022 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Обязательно ли ставить тахограф с НКМ?

Согласно приказу Министерства транспорта России № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от г., все транспортные средства категории M2, M3, N2, N3, перечисленные в приказе Министерства транспорта России № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» от г., должны быть оснащены именно криптозащищёнными тахографами.

Вышеуказанный приказ Минтранса устанавливает сроки оснащения различных видов транспортных средств контрольными устройствами с блоком СКЗИ. До «01» июля 2022 года тахографами должен быть оснащен весь автотранспорт, указанный в перечне, за исключением двух категорий:

  • Транспортные средства, выпущенные до г. и оснащенные средствами контроля, соответствующими требованиям ЕСТР (Европейское соглашение от г.).
  • Автотранспорт, который до г. был оснащен тахографом, отвечающим положениям Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принятый постановлением Правительства РФ № 720 от г.).

Главные аспекты

Блок СКЗИ — это компонент тахографа российского образца. Сам тахограф призван накапливать информацию о рейсах водителя и выгружать ее уполномоченным лицам.

Блок СКЗИ отвечает за непосредственное выполнение операций с информацией с целью ее сохранения в секрете и ограничения доступа к ней.

Так, этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их.

Для тех водителей, кто обязан ездить с тахографом российского образца (СКЗИ), существует и обязанность наличия в этом устройстве блока СКЗИ.

Его отсутствие означает ненадлежащее состояние самого прибора, что наказывается штрафом. При этом на вопрос, можно ли использовать данный тахограф на автомобиле, выезжающем за пределы России, будет безусловно отрицательным.

Основные понятия

Тахограф — это устройство на борту автомобиля, которое предназначено для того, чтобы осуществлять вычисление базовых параметров его движения.

В частности, прибор предназначен для определения дистанции, которую прошел автомобиль, времени, которое им было потрачено на дорогу, и скорости, которую он при этом развивал.

Помимо этого с использованием тахографа также происходит определение того, какова была длительность рабочего дня водителя и сколько времени он отдыхал.

Тахографы ставят на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, в которых находится свыше восьми посадочных мест.

При этом установлена необходимость подобного прибора лишь на транспортных средствах, которые управляются водителями, работающими в организациях по найму по ТК.

Если же данное ТС находится в собственности самого водителя, установка такого аппарата на него не обязательна. Тахографы российского образца поставляются с блоками СКЗИ.

Блок СКЗИ расшифровывается как «Средство криптографической защиты информации».

Этот элемент конструкции представляет собой особую память снабжаемую энергией от собственного источника, в которой содержатся сведения, прошедшие шифрование с помощью специальной защитной программы.

Эта же программа осуществляет и дешифрование таких сведений. Сигналом, который побуждает ее выполнить операции шифровки и дешифровки, служит цифровая подпись, выдаваемая удостоверяющим центром.

Блок СКЗИ разработан в России и устанавливается на тахографы российских транспортных средств.

При этом оговаривается, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.

Поэтому автомобили, которым необходимо осуществлять подобные поездки, оснащаются тахографами с блоком ЕСТР (европейского образца).

Последние также разрешены в России, хотя и предполагается, что их используют на ТС, совершающих рейсы за рубеж.

Альтернативные названия блока СКЗИ — НКМ (то есть навигационный криптозащитный модуль) или криптопроцессор.

Каковы его функции

Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:

Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую.

В частности к ней относятся:

  • название компании, изготовившей тахограф;
  • адрес этой компании;
  • номер блока СКЗИ;
  • дата, когда устройство было принято в эксплуатацию.

Законодательная база

Законодательная база в отношении использования тахографа включает:

  • Трудовой кодекс РФ, в котором указывается, что тахографы нужны водителям, трудящимся по найму;
  • Технический регламент Таможенного союза 018/2011 — О безопасности колесных транспортных средств;
  • приказ Министерства транспорта №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…»;
  • Кодекс об административных правонарушениях, которым определены наказания за отсутствие или ненадлежащее состояние тахографа.

Характеристики устройства

Фото 2

Как сказано ранее, основным назначением использования блоков СКЗИ в цифровых тахографах является шифрование сведений и сверка цифровой подписки, применимой при снятии информации.

Своей работой криптографический модуль обеспечивает следующие функции:

  1. Сохранность сведений прибора.
  2. Активацию и проверку цифровых подписок.
  3. Привязанность данных к определённому времени и географическим координатам.

Отдельно следует подчеркнуть, что длительность цифровой подписи действует на протяжении 3 лет.

По истечении этого периода, блок подвергается замене или калибровке в специализированных мастерских, перечень которых можно узнать на официальном сайте Министерства транспорта: rosavtotransport.

Технология установки тахографа

Если вам понадобится установка тахографа с блоком СКЗИ — цена будет складываться из стоимости самого прибора и стоимости услуг по монтажу. Монтаж производится только в сертифицированных мастерских.

Место для установки выбирается с таким расчетом, чтобы водитель во время управления ТС имел беспрепятственный доступ к лицевой панели прибора и мог видеть его экран. Это может быть штатная ниша или ниша под магнитолу – а при их отсутствии устройство закрепляется на направляющих, которые ставятся отдельно.

Все работы по монтажу производятся при отключённом зажигании и обесточенном автомобиле:

  • Прибор соединяется с аккумулятором (обязательно используется предохранитель). Соединительные провода фиксируются к элементам конструкции автомобиля стяжками-хомутами.
  • Разъёмы прибора соединяется с датчиками скорости и другими периферийными устройствами.
  • Прибор устанавливается в гнездо, а антенна фиксируется как можно выше таким образом, чтобы ее рабочая часть была направлена вверх.
  • Используя АРМ (устройство для активации) мастерская направляет запрос ФБУ «Росавтотранс» для введения в строй и регистрации криптографического модуля.
  • После получения электронного ключа блок СКЗИ активируется – это позволяет настроить тахограф и откалибровать его.
  • При калибровке в память устройства вносятся характеристики транспортного средства, на котором оно установлено.

После завершения всех работ по монтажу, настройке и калибровке корпус прибора пломбируется. Дополнительно пломба ставится на место крепления датчика движения/скорости и на место подключения антенны.

Особенности применения тахографа

Необходимо учитывать что установка блока СКЗИ предполагает его использование только на этой машине. Блок тахографа в случае выхода из строя запрещено заменять или переставлять в другой тахограф во время ремонта предыдущего. Из этого вытекает что машина не может эксплуатироваться до устранения неисправностей.

Каждых 3 года тахограф подвергается обязательной калибровке.Также в этом временном промежутке предусмотрена замена и активация блока СКЗИ. Эти процедуры связаны с защитой и безопасностью использования зашифрованной информации, находящейся в памяти прибора.

Весь перечень регистрационных процедур с автомобилем таких как перекрашивание, изменение конструкции, замена номера и другие действия (все что связано с оформлением нового свидетельства о регистрации ТС), также требуют выполнение калибровки и активацию.

В случае продажи автомобиля или оформления аренды, тахограф с блоком должны быть демонтированы для последующей утилизации. В свою очередь, покупатель такого автомобиля обязан устанавливать уже другой тахограф. Даже если транспортное средство передается в аренду путем оформления лизинга, все равно применение старого тахографа на транспортном средстве запрещено.

Поездки на автомобиле, оборудованном блоком СКЗИ за пределы государственных границ запрещены. Это обусловлено запретом на применение таких тахографов в странах Европы, а также вывоз активированного средства криптозащиты запрещено законом.

В случае с тахографами, которые уже были установлены на машину, но не имеют портов и разъемов для штатного подключения блока СКЗИ, то такие приборы подлежат замене, ввиду невозможности их подключения к блоку по техническим или по юридическим причинам.

С какого года нужно заменить

ТС, относящиеся к категории N2, N3, M2 и M3 на основании Приказа Минтранса № 36 от г. «Утверждение требования к тахографам. Правила пользования, обслуживания и работы прибора», делающего ссылку на приказ № 273 от г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС», должны быть оснащены цифровыми средствами для учета контроля РТО и режима управления.

С 1 января 2022г. на всех перечисленных автомобилях устанавливаются устройства контроля, оснащённые следующими компонентами:

  1. Карточка.
  2. Датчик движения.
  3. Антенна, принимающая сигналы GPS и Глонасс.
  4. Программное шифровальное средство (блок СКЗИ).

Данное требование прописано в действующем приказе, в гл. I «Общие положения», п.3. Следует добавить, что вводилось оно постепенно и изначально, на момент принятия в силу, действовало только на ТС, применяющиеся для перевозки опасных грузов.

Однако, на сегодняшний момент условие касается всех автомобилей, указанных выше. Ознакомиться с полным перечнем ограничений, вводимых для определённых ТС, относительно конкретной даты можно на фото, приведённом ниже:

Фото 2

Цифровые тахографы СКЗИ

Установка тахографа СКЗИ — не только возможность контролировать безопасность на дорогах со стороны государства, снижать аварийность. Техника помогает работодателю:

  • Не допустить использование ТС для незапланированных рейсов, отклонений от маршрута;
  • Тахограф СКЗИ помогает анализировать эффективность работы водителя, рассчитать заработок, время в пути, простой;
  • Проконтролировать режим труда, отдыха управляющего ТС;
  • Защитить шофера в сложных ситуациях. Самописец фиксирует, сохраняет данные о скоростном режиме, месте пребывании. Это не позволит его ложно обвинить в ДТП, оштрафовать;
  • Покупка тахографа с СКЗИ поможет оптимизировать владельцу бизнеса логистическую цепочку, снизить производственные расходы.

В самописец с блоком криптозащиты внедрена программа, которая шифрует информацию, сохраняет в памяти самого устройства. Зафиксированные данные невозможно изменить, удалить. Попытка несанкционированного доступа в цифровой тахограф СКЗИ будет видна работодателю.

Виды тахографов с СКЗИ

На сегодняшний день имеется выбор из следующих моделей цифровых тахографов российского стандарта с блоком СКЗИ:

  • Атол Drive 5.
  • Меркурий TA-001.
  • Штрих-Тахо RUS SM (2 модели).
  • КАСБИ DT-20M.
  • EFAS V2 RUS.
  • VDO 3283.
  • Атол Smart.
  • ТЦА-НК02.

Цены начинаются от 35 000 рублей. Нередко компании-установщики предлагают приобрести прибор у них и получить скидку на работы по установке. При выборе следует ориентироваться на совместимость самописца с конкретной маркой автомобиля, особенности его эксплуатации и стоимость расходников и обслуживания.

Устройство тахографа с СКЗИ

Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось. Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.

СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющую систему;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.

Как оформить карту СКЗИ к тахографу

Любой водитель ТС, относящихся к действию Приказа Минтранса № 273 от г. «Утверждение порядка установки тахографов на ТС», должен знать, как пользоваться устройством и именной картой, оформленной на его имя.

Аналогичная ситуация касается и случаев применения так называемых тахокарт СКЗИ. Если расшифровка тахографа и основные нюансы, связанные с его регистрацией и использованием раскрыты ранее, то о карточках практически не упоминалось. Составить общее впечатления о том, как выглядит карта можно из фотографии:

В данном случае, следует учитывать, что предназначенная для устройств ЕСТР не подойдёт к моделям, работающим с криптозащищёнными блоками, и наоборот. Аналогичная ситуация касается и карт, предназначенных для предприятия (тахокарт).

С их помощью можно оперативно ответить на большинство интересующих собственника ТС вопросов:

  1. Соблюдения водителем РТО.
  2. Техники вождения в соответствии со скоростными режимами.
  3. Определить местонахождение авто в любое время суток и выявить возможное отклонение от заданного маршрута.
  4. Уточнить количество вынужденных остановок с целью ремонта обнаруженных неисправностей машины.

Вопрос, затрагивающий тему: где её получить, можно решить посетив, сайт компании, имеющей лицензию Минтранса на осуществление данного вида деятельности tahokard.

Здесь появляется возможность оформления любой категории карточек, предназначенных для работ с современными моделями тахографов, ознакомиться с которыми можно далее:

  1. Карта водителя (СКЗИ – 2 500 руб., ЕСТР – 3 100 руб.).
  2. Карта предприятия (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).
  3. Карта мастерской (СКЗИ – 2 100 руб., ЕСТР – 4 200 руб.).

Наличие той или иной карты необходимо для определённых групп лиц, сталкивающихся с обслуживанием тахографов.

С их помощью можно своевременно и быстро ответить на часто задаваемые вопросы, касающиеся эксплуатации устройств о которых говорилось ранее и ряда других:

  1. Как узнать регистрационные данные.
  2. Определить срок действия выполненной калибровки.

Необходимо добавить, что при возникновении вопроса, касающегося того, как разблокировать карту, решение заключается во вводе пук-кода, указанного в конверте, в котором она была помещена на момент первичного получения. Если он утерян, следует обратиться в компанию, выдававшую её.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов  — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов,  водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Цена с установкой

Фото 4

Говорить о большом разбеге в стоимости устройств не приходится, объясняется это тем, что деятельность находится под контролем ФСБ России. Потому, по стране практически не наблюдается больших отклонений.

В дополнение следует подчеркнуть, что некоторые модели собственник ТС приобрести не сможет, так как для этого требуется лицензия ФСБ на осуществление данной деятельности.

Из таких модификаций, наиболее распространённых на территории РФ, можно отметить следующие:

  1. «Штрих Тахо RUS».
  2. «DTCO» 3283.
  3. «EFAS V2 RUS».
  4. «КАСБИ DT-20М».
  5. «ТЦА-02НК».
  6. «Меркурий ТА-001».
  7. «Drive 5».

Средняя стоимость приведена в таблице ниже. Отдельно следует добавить, что все модели новые, так как реализация устройств с блоком СКЗИ б/у не допускается.

Модуль устанавливается для определённого ТС и демонтируется вместе с ним, в соответствии с приказом № 36 гл. V, в которой говорится, что в случае смены собственника или утилизации автомобиля, устройство должно быть демонтировано в специализированных мастерских.

Таблица 1. Стоимость тахографов с установкой.

В качестве примерного ознакомления, в таблице представлены сведения о стоимости устройств, предназначенных, как для использования на российских дорогах, так и для европейских (ЕСТР).

Для того чтобы узнать более точные сведения, необходимо обращаться непосредственно в мастерские конкретного региона, перечень которых размещён на официальном сайте Министерства Транспорта: tachograph-control.

Основные функции блока криптозащиты

Установленный в тахографе блок СКЗИ обеспечивает:

  • преобразование сигналов спутниковой системы о времени и месторасположении автомобиля в некорректируемый формат;
  • полную защиту архива;
  • создание электронной подписи и ее проверку.

Кроме этого, блок СКЗИ хранит в себе информацию о компании-производителе оборудования с адресом, все данные о производстве: серийный номер, дату выпуска и введения в эксплуатацию.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она очень дорого, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ,  а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами Таким образом, разница только в правовом регулировании — Приказ №36 четко обозначает: если вы ездите по РФ, то вам необходим СКЗИ, если участвуете в международных перевозках, то можете устанавливать и использовать тахограф без СКЗИ европейского образца.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001,  Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.  Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

Возможности самописцев с блоком криптозащиты

В отличие от устаревшей аналоговой техники, криптопроцессор может:

  • Обеспечить защиту архива. Только при выгрузке на ПК, сервер произойдет обратная расшифровка, других вариантов нет;
  • Покупка тахографа с блоком СКЗИ позволит преобразовать сигналы спутниковых систем о времени, положении авто. Самописец кодирует данные в формате, который невозможно откорректировать.

Модели с блоком криптозащиты фиксируют нарушения на маршруте: скорость, отсутствие отдыха по графику, отклонение от маршрута (навигация Глонасс), пробег. Зарегистрированные данные привязываются к шоферу ТС при помощи карты-идентификатора.

Документы для установки

Процесс установки устройств на автомобили регулируется вышеназванным Приказом № 273 гл. 1 п. 3, со списком ТС, на которые в обязательном порядке должны устанавливаться данные приборы.

Сведения в ней представлены на основании классификации, предусмотренной законодательством РФ в соответствии с ГОСТом Р 52051-2003 «Классификация механических ТС и прицепов».

Как правильно пользоваться тахографом расскажет статья: Как пользоваться тахографом.

Цена на тахографы с установкой приведена здесь.

Порядок установки устройств регулируется вышеупомянутыми ФЗ № 99 от г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением № 313, а сам процесс выполнения работ и сопутствующая документация прописаны в виде инструкции в Приказе № 36.

После того как на автомобиль будет установлен соответствующий прибор, мастер обязан выдать заказчику-собственнику ТС следующий пакет документации:

  1. Паспорт тахографа.
  2. Копию документа, удостоверяющего соответствие контроллера условиям установки в соответствии с Техрегламентом Таможенного Союза 018/2011 с корректировками, внесёнными г.
  3. Копия сертификата, о совместимости электромагнитного клапана системы, подтверждённого ГОСТом Р «Единообразные предписания, затрагивающие утверждения к ТС…», являющемся идентичным «Правилам ЕЭК ООН № 10».
  4. Сертификат соответствия с указанием следующих сведений:реквизиты мастерской, устанавливающей устройство:
    • информацию об оборудовании, применяющемся для калибровки (тарировки);
    • сведения, касающиеся выполненных работ: возможные отклонения, погрешности в показаниях, скоростные отличия, несоответствие пробега;
    • совместимость оптимальных характеристик, обнаруженных в процессе работ.

Основные функции

Блок СКЗИ тахометра представляет собой прибор, обладающий рядом функций и обеспечивающий:

  • шифрование информации;
  • создание и подтверждение цифровой подписи для расшифровки данных;
  • защиту полученных данных тахографа;
  • синхронизацию данных относительно времени и координат.

Сохранность данных об изготовителе тахографа, версии программного обеспечения, а также информацию о номере и дате активизации.

Законом установлен период действия цифровой подписи продолжительностью в 3 года, причем спустя 3 года блок необходимо заменять, а это влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Что такое СКЗИ?

Это система криптографической защиты информации, где собираются сведения о движении транспортного средства и режимах труда и отдыха водителя, которые хранятся в защищённом виде. На аналоговых тахографах для этих целей использовались тахошайбы, но данные на этом носителе можно было легко корректировать. Чтобы обеспечить неприкосновенность информации о работе водителя на транспортном средстве, в оборот были введены цифровые тахографы с блоком СКЗИ (иначе – НКМ, навигационный криптозащитный модуль) и карты водителя для тахографов с СКЗИ. Данный блок является отдельным устройством, которое подлежит периодической замене – один раз в три года.

Тахографы с СКЗИ

СКЗИ-средство криптографической защиты информации. Дополнительно могут называться НКМ, под чем понимаются навигационный криптозащитный модуль. Устройство имеет компактный корпус. Обязательно предусмотрен антенный выход для взаимодействия с системой позиционирования ГЛОНАСС.

Узнать цену на тахограф с СКЗИ

Совместимость и целевое назначение

Указанный блок СКЗИ устанавливается только на те модели тахографов, с которыми разрешено его использование. Среди отечественных разработок можно отметить: Касби DT-20, Меркурий TA-001, АТОЛ Drive-5.

Устройство СКЗИ является энергонезависимой памятью, где сохраняются записываемые тахографом данные. Указанное решение предоставляет дополнительные гарантии защиты данных, которые особым образом зашифрованы при помощи СКЗИ.

Метод шифрования касается и цифровой подписи, что позволяет ограничить допуск к зашифрованной информации. Выдачами подписей занимаются удостоверяющие центры. Указанный метод обеспечивает такой уровень защиты данных, которые сохранены в памяти блока, что они недоступны для корректировки и/или удаления.

Сроки поверки прибора

Поверка, калибровка или тарировка устройств должны осуществляться за счёт собственников ТС, в специализированных мастерских, имеющих лицензию ФСБ на осуществление данной деятельности.

Такая информация указана в основном документе, регламентирующем эксплуатацию и обслуживание приборов: в Приказе Минтранса № 36.

Если быть более точным, то все необходимые сведения можно найти в пр. 4 «Условия обслуживания приборов, устанавливающихся на ТС», в п. 6 есть запись о том, что калибровка должна осуществляться 1 раз в 3 года или чаще.

Осуществляется в случае возникновения следующих ситуаций:

  1. Диаметр ведущих колёс был изменён в любую сторону.
  2. Осуществлялся ремонт или доработка прибора учёта.
  3. Был заменён криптографический блок.
  4. Нарушена целостность пломб или корпуса.

Таким образом можно определить, что тарировка может осуществляться в виде 3 различных категорий:

  1. Первичная.
  2. Плановая.
  3. Внеплановая.

Любое нарушение, связанное с несоблюдением сроков осуществления поверки наказывается штрафом в соответствии со ст. КоАП РФ «Управление транспортным средством или выпуск его на линию для транспортировки грузов или перевозки пассажиров без средства технического контроля» п. 1 «…тарировка просрочена или не выполнялась».

Величина финансового наказания будет зависеть от того в отношении кого она применяется:

  1. Для физлиц от 1 до 3 тысяч руб.
  2. Для должностных от 5 до 10 тысяч.

Необходимо подчеркнуть, что выезд ТС, оборудованных тахографами НКМ за пределы РФ не допускается.

Считыватель карт тахографа, об этом в статье: Считыватель карт тахографа.

Про тахографы на грузовых автомобилях читайте здесь.

Стоимость замены блока СКЗИ тахографа приведена в этой публикации.

В этом случае требуется наличие устройства, отвечающего требованиям европейского соглашения собственников ТС, занятых в международных перевозках. Поэтому, эксплуатация приборов с СКЗИ допускается только для внутренних рейсов.

Что это

Сделан он в виде небольшой коробочки, устанавливающейся внутрь устройства, допустимого к использованию.

Все действия связанные с перестановкой, удалением и корректировкой работы блока могут производить только сертифицированные мастерские, имеющие лицензию ФСБ, на основании ФЗ № 5485, РЕДАКТИРОВАННОГО Г. «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ».

Данная запись имеется в ст. 28 «Порядок сертификации средств защиты информации». Помимо этого, она дублируется в Постановлении Правительства от г. № 313 «Положение о лицензировании».

Вся конструкция устройства состоит из нескольких комплектующих:

  1. Управляющего контроллера.
  2. Криптографического сопроцессора К50118ВГ1Х1 (КС).
  3. Встроенных часов, отображающих реальное время.
  4. Приёмника Глонасс ГеоС-3.
  5. Резервного источника питания.
  6. Микросхемы энегронезависимой памяти RAM.
  7. Акселерометра.

На каждом из устанавливаемых блоков СКЗИ имеется индивидуальный серийный номер, занесённый в реестр Минтранса.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://www.tahocard.ru/info/vse-chto-nuzhno-znat-o-takhografakh-s-blokom-skzi/
  • https://autodont.ru/safety/tahograf/blok-skzi-taxografa
  • https://prosamit.ru/stati/otlichitelnye-harakteristiki-tahografov-s-skzi.html
  • https://tahograf-master.ru/stati/mozhno-li-ustanavlivat-takhograf-bez-bloka-skzi
  • https://autolab24.ru/chto-jeto-takoe-blok-skzi-tahografa/
  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/tahograf-skzi.html
  • http://eraglonass.ru/ustanovka-tahografa-s-blokom-skzi/
  • https://tahograf-msk.ru/tahografy/skzi/
  • http://eraglonass.ru/taxograf-c-skzi/
  • https://www.1tahograf.ru/tahography/tahograf_s_skzi/
  • https://blog.stavtrack.ru/tachograph/taxografy-s-skzi-chto-eto
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий